Сегодня, 22 июня в Красноярске в рамках Красноярского градостроительного форума «Развитие строительной отрасли Российской Федерации» состоялась Межокружная конференция министров строительства и представителей саморегулируемых организаций Сибири и Дальнего Востока. Ключевой темой конференции стало комплексное развитие территорий Сибири и Дальнего Востока.
Модератором мероприятия выступил президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков.
Очное участие в конференции приняли директор Правового департамента Минстроя России Олег Сперанский, министры строительства Красноярского края Михаил Рабушко и Омской области Михаил Губин, министры строительства и ЖКХ Республики Тыва Аяс Хунай-Оол и Республики Хакасия Валерий Келин, министр строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия Николай Рузавин, и.о. министра строительства Новосибирской области Алексей Колмаков. Также в зале присутствовали вице-президенты НОСТРОЙ Аркадий Чернецкий, Александр Ишин и Антон Мороз, координаторы НОСТРОЙ по округам, в том числе координатор по СФО Максим Федорченко и по ДФО Айхал Габышев, вице-президент НОПРИЗ, вице-президент РСС Анвар Шамузафаров и многие другие.
Открывая конференцию, Антон Глушков подчеркнул, что идея мероприятия возникла в связи с большим количеством проблем, связанных с региональным развитием, и эти проблемы в ближайшем будущем существенно повлияют на темпы и объемы строительства, в том числе и жилья.
Он отметил, что Президент России Владимир Путин поставил задачу удержать объемы ввода жилья в 2022 году на уровне 2021 года, и, скорее всего, этот показатель удастся удержать. Однако все последние годы наблюдается снижение объемов жилья, находящегося в строительстве. И на этом фоне программы комплексного развития территорий (КРТ) могут стать существенным подспорьем и удобным инструментом для увеличения объемов строящегося жилья.
Второй инструмент – это инфраструктурные бюджетные кредиты, их выдано уже довольно много, и опыт показал, что нужно, как минимум, в три раза больше, поскольку заканчивается действие программы «Стимул» по развитию инженерной и транспортной инфраструктуры. Для Сибири и Дальнего Востока эти вопросы очень важны, поскольку здесь пространства требуют хороших дорог и подготовленных участков для строительства.
Замминистра строительства и ЖКХ России Сергей Музыченко еще раз по видео-конференц-связи приветствовал участников конференции. В своём выступлении он обозначил все меры поддержки, которые получила строительная отрасль за последние годы, выделив результат совместной с национальными объединениями и регионами работы — созданный механизм увеличения стоимости строительства объекта на этапе реализации проекта, а также отдельно остановился на принятых мерах в части импортозамещения.
В числе приоритетных задач в свете решений состоявшегося 21 июня Госсовета при Президенте России по строительству и ЖКХ он назвал решение вопросов по дальнейшему сокращению административных процедур, разработку и внесение изменений в документы градостроительного планирования, взаимоувязку документов стратегического планирования и градостроительного зонирования, трансформацию института экспертизы проектной документации, который уже превращается в институт сопровождения, а также отдельно остановился на готовящихся изменениях в «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», повышение ответственности специалистов, работающих в сфере строительства, проектирования, строительного контроля и надзора, в органах экспертизы.
Все эти меры, считает Музыченко, при методическом сопровождении Минстроя России и при постоянном взаимодействии с регионами, национальными объединениями и общественными организациями должны в итоге дать совокупный эффект в части ускорения процедур при безусловном обеспечении безопасности и качества строительства.
Отвечая на вопрос Антона Глушкова о том, как технически будет происходить поэтапный отказ от обязательных требований, замглавы отраслевого ведомства пояснил, что в Техническом регламенте уже имеются два перечня — обязательный и добровольный, соблюдение которых обеспечит безопасность зданий и сооружений.
«И сейчас должны соблюдаться требования как обязательные, так и добровольные. Но инструмент отклонения от одних и других различный», — объяснил он.
Так, отклонение от обязательных требований происходит через разработку специальных технических условий, от добровольных — путем расчетов, моделирования ситуации.
Что касается этапов реализации, то в первом квартале 2023 года Минстрой России планирует принять изменения в Технический регламент, в доказательной базе которого останется единый перечень нормативных документов. Также будет внесен ряд изменений в 384-ФЗ, которые будут регламентировать работу с доказательной базой единого перечня.
При этом опять встает вопрос о том, чтобы все нормативно-технические документы, которые выпускают различные ведомства, должны были увязаны между собой. Сегодня сформирована рабочая группа во главе с Маратом Хуснуллиным, через которую будут проходить все новые и актуализированные нормативно-технические документы в области строительства. Таким образом, удастся снять противоречия между ГОСТами Минстроя России и МЧС, а также требования Роспотребнадзора при строительстве, например, школ или детских садов. А впоследствии при участии национальных объединений должна быть сформирована единая электронная площадка, на которой эта работа будет продолжена уже в автоматическом режиме.
Президент НОСТРОЙ Антон Глушков, открывая обсуждение главной темы конференции – программы комплексного развития территорий – представил обзор реализации проектов КРТ в субъектах Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, а также наличия необходимой нормативной документации. Почти все регионы СФО и ДФО имеют полные пакеты такой документации, в ряде регионов она дорабатывается, и только в одном – на Чукотке - пока документы не приняты. Проекты КРТ предлагаются самые разные по объемам и масштабам реализации – от 2000 га до 0,8 га территорий с соответствующим количеством квадратных метров жилья, детскими садами, школами и так далее.
Однако за формально успешной картиной скрываются совсем другие цифры и факты. По словам Антона Глушкова, он разделил бы все проекты КРТ на несколько категорий. Первая – это КРТ формальные, которые касаются малоэтажного жилья и сельских поселений. Механизм КРТ позволяет вовлекать в оборот ранее неиспользуемые непривлекательные земельные участки посредством предусмотренного в законе «льготного», ускоренного порядка внесения изменений в документы территориального планирования, зонирования, документации по планировке территории. Это огромные территории почти в 1000 га. С точки зрения инвестиционной привлекательности, эти участки мало кому интересны, а механизм КРТ применяется для того, чтобы максимально быстро вовлечь эти земли в оборот под жилищное строительство.
Вторая – это КРТ для сокращения аварийного и непригодного жилья. Цель благая, но те проекты, которые сейчас презентованы регионами, очень далеки от реалий рынка. Формально они подходят под требования КРТ, а по факту вряд ли будут реализованы.
Третья категория – это сознательно сделанная привлекательной для инвесторов территория, но ее параметры вызывают вопросы. Например, в Новосибирской области для КРТ представлен участок, где на 0,8 га планируется разместить 22 тысячи квадратных метров жилья, что реализовать просто невозможно.
И четвертая категория – это те проекты, которым для максимально быстрого начала и прохождения присвоили статус КРТ. Они имеют максимально большой шанс на успех, но по факту КРТ не являются.
Для реального старта программы комплексного развития территорий, считает президент НОСТРОЙ, нужно решить ряд финансовых и нормативно-правовых вопросов, включая возможность получения дешевых кредитов на покупку земли под КРТ для застройщиков и разработку требований к региональной документации по КРТ. Сейчас в регионах можно увидеть как формальные региональные документы, аналогичные федеральным, так и «очень творческие», которые могут вызвать вопросы законности.
Координатор НОСТРОЙ по Сибирскому федеральному округу Максим Федорченко остановился на тех проблемах, которые могут повлиять на работу строительного комплекса Сибири. По его словам, если посмотреть статистику по началу 2022 года, то виден уверенный рост строительных работ по СФО – на 26%. Это выше, чем в среднем по России. В округе отмечается рост производства стройматериалов, причем он обеспечивается существующими производственными мощностями. В рамках инфраструктурного меню регионы получили достаточно большие средства, и важно, что эти средства направляются на развитие дорог и инфраструктуры, а также социальных объектов. Все это положительно отразится на строительстве жилья.
Сегодня статистика выглядит довольно оптимистично, отметил спикер, – все трудности, связанные с ростом ставки ЦБ и падением спроса на ипотечные кредиты, пока не отразились на показателях строительства и ввода жилья. Не будет этого и в 2023 году, поскольку отрасль весьма инерционна. А вот что касается получения разрешений на строительство – ожидаемого роста не случилось. Градостроительный потенциал сокращается, и весь задел будет выбран в 2023 году. По прогнозам на 2024 год, количество строящегося и вводимого жилья может сократиться более, чем в два раза. Поэтому, подчеркнул Максим Федорченко, очень важно внедрять механизмы КРТ, чтобы на рынок выходили новые проекты.
Меры поддержки строительной отрасли, помимо федеральных, разрабатываются и на региональном уровне. Есть льготная арендная плата, снижаются административные барьеры, есть продление срока авансовых платежей и так далее. Однако это довольно мало, и подрядные организации нуждаются в более активной поддержке, подчеркнул координатор НОСТРОЙ по СФО.
Что касается пересчета контрактов из-за повышения цен на стройматериалы, то здесь показатели по СФО весьма низкие. Это связано с тем, что сама процедура длинная и сложная, нет сроков ее прохождения, а также нет средств у самих регионов, поэтому региональные власти и не спешат пересматривать контракты.
Востребованной стала выдача займов членам СРО, но в ряде регионов ни одного займа не выдано, и это – посыл для более активной работы СРО.
И последнее, на чем акцентировал внимание координатор: хороших, комплексных подрядчиков становится все меньше и меньше, и их нужно беречь. Если смотреть по членам СРО, то компаний, кто может выполнять контракты на сумму более 10 млрд рублей, остались единицы. Это связано, в том числе, и с проблемой кадров – их для серьезных подрядчиков категорически не хватает. А рассчитывать на заграницу больше не получится.
В ходе последовавшего обсуждения министры строительства регионов СФО и ДФО говорили о достижениях и самых насущных проблемах своих регионов. Так, министр строительства Красноярского края Михаил Рабушко рассказал, что градостроительный потенциал для КРТ в крае составляет порядка 30 млн кв. метров, отметил эффективность и удобство механизма в рамках Постановления Правительства №1315, с которым в Красноярском крае научились работать, и он уже приносит свои плоды для подрядных организаций. Наибольшую тревогу вызывает капитальный ремонт и переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. Пока все меры поддержки не позволяют активно сносить аварийное жилье, федеральных средств не хватает, регионам приходится вкладывать более 70% собственных средств, а не 30%, как это было на старте программы.
Министр строительства Омской области Михаил Губин поднял проблему с приаэродромными территориями и самой проблемной 7-й подзоной. Более того, Росавиация принимает такие документы, которые по факту остановили практически все строительство в Омске – здесь невозможно даже построить кафе с открытой верандой – это попадает под требование о непривлечении птиц в 15-километровой зоне. Под те или иные запреты попали практически все объекты, строительство которых начато в рамках нацпроектов. Решить проблему на региональном уровне не получится – нужны принципиальные решения на уровне федерального правительства и законодательной базы. И такие проблемы возникают у всех регионов, где построенные в 30-50-е годы аэропорты сейчас из-за роста городов находятся практически в городской черте. Из хорошего министр отметил, что в области полностью поменяли все градостроительные документы с точки зрения генпланов и ПЗЗ, приняли на уровне субъектов НПА по поводу масштабных инвестиционных проектов, и сегодня в Омскую область зашли три крупнейших федеральных застройщика.
Исполняющий обязанности министра строительства Новосибирской области Алексей Колмаков отметил, что приходится постоянно корректировать цену квадратного метра для выполнения программ по расселению жилья – цифры Минстроя России существенно отличаются от реальности. Он также рассказал, что в регионе активно реализуются проекты в рамках «инфраструктурного меню» — в текущем году планируется построить 47 домов по программе реализации прав детей-сирот, в поселке Клюквино Калининского района будет реализован пилотный проект КРТ, в также заключены соглашения с Фондом защиты прав дольщиков на 8 домов по достройке и 8 домов по выкупу.
Министр строительства Республики Бурятия Николай Рузавин рассказал о том, что в Республике столкнулись с ситуацией, когда позиция Минпросвещения по оценке стоимости объектов определяется только одним зданием школы без учета ограждения, благоустройства, котельных и прочего. Остается на паузе ситуация с КРТ, поскольку основная масса жилого фонда признана аварийной после 2021 года. Что касается инфраструктурных облигаций — здесь столкнулись с тем, что стоимость ресурсов гораздо ниже, чем определено постановлением Правительства РФ №2459. Кроме того, в рамках ценообразования имеет смысл пересматривать зарплату строителей раз в квартал, а не раз в год, как сейчас. С таким предложением стоит обратиться в Минстрой России, потому что строители должны получать достойную зарплату за свой труд.
Завершая совещание, президент НОСТРОЙ Антон Глушков поблагодарил всех выступающих и заверил, что все обозначенные проблемы будут проанализированы и учтены в дальнейшей работе.