Круглый стол, посвященный вопросам внедрения практико-ориентированного целевого обучения в области строительства, открыл во вторник, 21 июня, серию выездных мероприятий, которые Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) проводит в рамках Красноярского градостроительного форума «Развитие строительной отрасли Российской Федерации».
В дискуссии приняли участие ректор НИУ МГСУ Павел Акимов, проректор НИУ МГСУ Вера Галишникова, директор ОГБПОУ «Новгородский строительный колледж» Ольга Халепо, а также представители работодателей, которые уже успешно реализуют совместные с учебными заведениями программы подготовки кадров: заместитель генерального директора Центра долевого строительства (ЦДС) Елена Савицкая, руководитель пилотного проекта ГК ПИК Евгения Бархаева, руководитель проекта по ПОА ГК «Росатом» Ольга Павлова, генеральный директор «РУСАЛ Комплектация» Екатерина Киселёва, руководитель распределительного центра Главстрой Андрей Иванов.
Открывая дискуссию, ее модератор, руководитель Проектного офиса НОСТРОЙ Наталья Желанова отметила, что в строительной отрасли есть существенная проблема с кадрами, которая связана с недостаточным количеством обучающихся и неспособностью работодателей удержать специалистов, окончивших профильный колледж или вуз, в отрасли. Особенно это касается представителей рабочих специальностей. Такая текучесть кадров связана с довольно низкими зарплатами в отрасли и некомфортными условиями труда, а также с отсутствием престижа профессии «строитель». С другой стороны, работодатели жалуются на оторванность образовательных программ от реалий строительного процесса.
«Многих специалистов, закончивших обучение, приходится на практике переучивать под потребности конкретного работодателя. Наша задача – свести образовательные учреждения с работодателями, вернуть целевое обучение, чтобы студенты не просто поступали в колледж или вуз для получения специальности, а понимали в какой компании они будут работать после окончания учебного заведения. Такой подход гораздо более эффективнее и для самого обучающегося, и для работодателей», – отметила Наталья Желанова.
Она напомнила, что ранее НОСТРОЙ уже инициировал обсуждение вопросов сближения вузов, ссузов и работодателей в ходе двух стратегических сессий. В прошлом году в Великом Новгороде было принято решение о создании Консорциума средних профессиональных учебных заведений по типу Консорциума вузов, чтобы обеспечить непрерывное качественное образование студентов. Месяц назад в НИУ МГСУ прошло обсуждение развития целевого образования, которое возможно только при тесном контакте учебных заведений с работодателями.
Директор ОГБПОУ «Новгородский строительный колледж» Ольга Халепо подробно остановилась на внедрении целевого обучения в колледжах для подготовки кадров для строительной отрасли. Она отметила, что кадровая проблема обострилась в связи с увеличением объемов строительства. Однако ситуация осложняется тем, что студенты профильных учебных заведений на производственной практике вместо освоения и развития профессиональных навыков вынуждены выполнять различные поручения наставников, не связанные с их будущей специальностью, и из-за этого снижается мотивация идти на стройку.
Спикер также подчеркнула, что для выпускников отсутствуют реальные предложения от работодателей, которым нужны подготовленные специалисты с опытом работы.
Ольга Халепо поддержала Наталью Желанову, что сейчас необходимо развивать целевое обучение в рамках профессионалитета, которое позволит решить ряд вопросов, связанных с кадровым дефицитом в строительстве. Однако профессионалитет привязан к региональной составляющей, а крупные работодатели находятся в разных регионах. Поэтому имеет смысл профессионалитет в области строительства не привязывать к конкретным регионам, а распространить на всю страну.
При этом целевая подготовка – наиболее перспективный для работодателей способ получения высокопрофессиональных кадров с конкретными навыками. Она ведется на основании договора с работодателем и может идти как в рамках среднего профессионального образования с гарантией стипендии, оплаты проживания, производственной практики и дальнейшего трудоустройства выпускника, так и ДПО. В рамках дополнительного образования специалист фактически проходит повышение квалификации по конкретной специальности строго под заказ работодателя. В целевом обучении для работодателей гораздо больше плюсов, чем минусов – фактически они за свои деньги гарантированно получают квалифицированных специалистов и могут выстраивать долгосрочные планы кадрового развития компании. Хотя, конечно, работодатели в этой ситуации должны будут взять на себя помощь колледжу по предоставлению материально-технической базы и расходных материалов. Но долгосрочное сотрудничество все эти проблемы нивелирует.
Руководитель распределительного центра Главстрой Андрей Иванов подчеркнул, что работодатели заинтересованы в целевом обучении по рабочим специальностям именно как в краткосрочных курсах, чтобы через 2-3 месяца получить специалиста под заказ конкретной компании. Кроме того, строительные компании, отметил спикер, рассчитывают на помощь в наборе таких групп: их формирование должно происходить не только за счет сотрудников предприятий, но и набора новых людей.
В свою очередь ректор НИУ МГСУ Павел Акимов отметил, что опыт подготовки кадров в учебных заведениях среднего специального образования может быть востребован и в вузах.
«Любое высшее учебное заведение заинтересовано в развитии практико-ориентированных программ и в «целевых» студентах. С 1 сентября в МГСУ внедряется новая линейка образовательных программ. В частности, мы запускаем отдельное направление – сквозное проектное обучение, которое будет проходить в течение всех четырех лет подготовки бакалавров. Там есть модульная структура, которая допускает включение в образовательные программы отдельных дисциплин по желанию работодателя», – сказал он.
Среди перспективных направлений сотрудничества он назвал проект по внедрению независимой оценки квалификации, реализуемый совместно с НОСТРОЙ.
Проректор НИУ МГСУ Вера Галишникова рассказала об опыте МГСУ в разработке гибких отраслеориентированных программ и открытии совместных программ с высокотехнологичными компаниями и развитии целевого обучения.
«Сейчас все образовательные программы мы приводим в строгое соответствие с профессиональными стандартами. Отдельные дисциплины готовы проектировать под конкретного работодателя. Мы вводим целые блоки, модули дисциплин по выбору, которые можно использовать под разные цели. Таким образом, студенты получают дополнительные профессиональные квалификации, например, в области технологий. Выгода для компаний – не нужно переучивать пришедших молодых специалистов под конкретные требования компании», – указала она.
В качестве примера спикер привела проект «Школа заказчика объектов капитального строительства», который университет реализовал совместно с НОСТРОЙ. Уже сотни специалистов прошли обучение по этой программе, и она пользуется значительной популярностью, уточнила проректор НИУ МГСУ.
Руководитель пилотного проекта ГК ПИК Евгения Бархаева подтвердила интерес ее компании к совместным проектам с НОСТРОЙ и НИУ МГСУ, а также готовность изучить уже имеющиеся кейсы для других крупных работодателей для перенятия опыта.
Об опыте создания системы взаимодействия «Студент-ВУЗ-ГК «Росатом» на базе МГСУ рассказала руководитель проекта по ПОА ГК «Росатом» Ольга Павлова. Она сообщила, что подготовка кадров идет на базе отраслевого Института инжиниринга и строительства объектов использования атомной энергии, созданного в 2020 году совместно с НИУ МГСУ на базе корпоративной кафедры.
«В состав института входит семь наших предприятий и основных подрядчиков. Среди направлений работы – реализация дополнительных профессиональных программ, подготовка специалистов по запросам предприятий и целевая подготовка», – уточнила она.
За эти годы обучение на кафедре и в Институте прошло более 2000 человек. В последние годы принято решение об увеличении целевого обучения студентов.
Генеральный директор «РУСАЛ Комплектация» Екатерина Киселёва отметила актуальность обсуждаемых тем, поскольку в Красноярском крае и Иркутской области, где РУСАЛ активно ведет строительные работы, тоже существует серьезная проблема с кадрами.
В рамках продолжения дискуссии на тему «Привлечение квалифицированной иностранной рабочей силы на предприятия строительной отрасли» участники круглого стола обсудили организацию подготовки иностранных граждан по строительным профессиям и специальностям в соответствии с требованиями российских работодателей.
Наталья Желанова отметила, что в стройке есть позиции, которые полностью закрываются иностранной рабочей силой, в том числе, разнорабочие, каменщики и бетонщики. Однако квалификация иностранных рабочих оставляет желать лучшего – почти 50% несчастных случаев на стройках связана именно с трудовым мигрантами и их уровнем подготовки.
Заместитель генерального директора Центра долевого строительства (ЦДС) Елена Савицкая подтвердила, что очень много иностранцев, которые приезжают, не имеют должной квалификации, и подняла вопрос о возможности проведения их аттестации на базе колледжей или российской системы образования и повышения квалификации.
Наталья Желанова напомнила, что сейчас мигранты перед тем как въехать на территорию России должны пройти ряд процедур, в том числе медицинскую комиссию, дактилоскопию и другие, но при этом не уделяется должного внимания соответствия иностранных работников той квалификации, на которую они заявляются или на которую их отбирает работодатель. Руководитель Проектного офиса НОСТРОЙ сообщила, что совместно с Республикой Узбекистан запущен пилотный проект по организованному отбору мигрантов. В его рамках также будет проводиться независимая оценка квалификации.
«Должна быть отработанная рабочая система без возможности манипуляция с той стороны. Все рабочие, которые к нам приезжают, должны быть с подтвержденной квалификацией и соответствовать российским профессиональным стандартам», – подчеркнула Наталья Желанова.
НОСТРОЙ в рамках пилотной программы проехал по узбекским моноцентрам и попытался проверить уровень квалификации потенциальных строителей, основанный на разработанных требованиях. Результаты тестирования, в том числе преподавателей, оказались удручающими. Поэтому, считает спикер, необходимо сначала в соответствии с российскими стандартами внедрить программы подготовки и переподготовки преподавателей и работников, а уж потом внедрять оценку квалификации. И Узбекистан готов принимать и оплачивать работу российских преподавателей, которые будут готовить рабочих строительных специальностей для строек России.
При этом очень много будет зависеть именно от работодателей – они должны быть заинтересованы в том, чтобы иностранные строители обладали необходимыми навыками. Наталья Желанова пригласила работодателей поехать вместе с преподавателями в Узбекистан, чтобы оценить и базу, и учебные программы, и возможности подготовки строителей в узбекских моноцентрах. Кроме того, очень важно, чтобы все трудовые мигранты владели русским языком, причем на уровне специальных терминов. Поэтому пилотный проект НОСТРОЙ, который сегодня начинает работать, постепенно разрастется практически в национальную программу подготовки трудовых мигрантов для российских строек.