Банка «Центр-инвест» опубликовал результаты анкетирования почти 900 клиентов-предпринимателей по вопросам трансформации в новых реалиях их бизнеса в течение ближайшего года и среднесрочной перспективе.
Трансформации – это постоянные изменения в условиях непрерывных кризисов. Они требуют принятия креативных решений в интересах нынешнего и будущих поколений. 30 лет работы банка «Центр-инвест» выработали у сотрудников, клиентов, партнёров антикризисные принципы
КРИЗИС –
не первый, не последний, а очередной;
бывает только в глупых головах;
даже самый глубокий кризис не бывает всеобщим;
заканчивается, как только есть своя стратегия посткризисного развития;
это не когда деньги кончились, а когда аппетит пропал;
хватит ссылаться на глобальный кризис – у нас своей дури хватает!
Оптимизм малого бизнеса Юга России опирается на преимущества природно-климатических факторов (изотермы выше на 30% среднероссийских показателей), исторические традиции (казаки всегда жили во враждебном окружении), дифференцированную структуру экономики, предпринимательский дух и южный темперамент. Реакция предпринимателtq на новую реальность в очередной раз подтверждает формулу успеха малого бизнеса: надо знать свой бизнес, свои рынки, свои преимущества на этих рынках и иметь свою стратегию развития.
Свой бизнес. Предприниматели уверены в успехе своего бизнеса: лишь 3% в ближайшей год и 5% в течении 3-х лет планируют сменить свой вид деятельности, а самозанятые и ИП уверены, что перейдут в ООО.
Свои рынки. Предприниматели сохранят фокус на локальных поставщиков (их доля сократится с 49% до 44%), но готовы к увеличению доли поставок из других регионов (+4%) и дружественных стран (+5%). Аналогично, сохраняется роль местных покупателей (61-54%), но возрастет значение других клиентов из других регионов (+3%) и дружественных стран (+3%).
Основными каналами останутся оптовые продажи (39%), сократится роль розничных продаж (с 35% до 31%), вырастет роль маркетплейсов (+3%). Результаты исследования показали, что малый бизнес работает с рыночными ценами (54% ответов), но и умеет работать с ценами торгов (8%) и ценами конкурентов (15%), надеется на сокращение роли регулируемых цен (с 19% до 16%).
Свои преимущества. Накопленные опыт и знания позволяют рассчитывать на рост выручки (+7% в первый год и +14% в 2025 году), при более экономном расходовании фонда оплаты труда (+6% и +12%), постепенном снижении материальных затрат (+10% и 13%, скромном росте прибыли (+7% и +12%) и еще более скромном росте численности персонала (+3% и +7%).
Стратегия развития. Инвестиционный капитал будет формироваться за счет собственных средств (62-59%) и займов (35-31%), с надеждами на привлечение инвесторов, размещении на биржах и с помощью краудфандинговых платформ. Производственный капитал малого бизнеса останется без изменений: земля (20%), здания и сооружения (17%), машины и оборудование (27%), сырье и материалы (27%). Интеллектуальный капитал будет основываться на навыках (49%) и знаниях (39-36%), дополненных патентами и смежными правами. Социальный капитал основан на отношениях с сотрудниками (33-32%), клиентами (36-34%), партнерами (21-23%), ВУЗами, НКО, и прочими сообществами (7%). Информационный капитал опирается на собственные (41-38%) и открытые (38-32%), платные данные и исследования (11-12%), модели для обработки данных (4%) и управленческих решений (6%). В техническом и программном обеспечении используются собственные разработки (32-31%), вырастет роль национальных поставщиков (34-37%) и поставщиков из дружественных стран (19-21%), доля поставок ТО и ПО из недружественных стран сократится с 16% до 11%.
Природный капитал. Малый бизнес стремится в своей повседневной работе сократить производство твердых отходов (36–33% ответов), вредных выбросов в атмосферу (32–29%), загрязнение водных ресурсов (21–19%), потребление энергоресурсов (41–39%), истощение земельных ресурсов (26–25%), любой вред окружающей природе (34–32%). Незначительное снижение важности по каждому из этих направлений на горизонте 3 лет отражает уверенность малого бизнеса в успешном решении экологических проблем в ближайшее время.
В тренде, в авангарде и в полной боевой готовности. Ответы на вопросы анкеты – это конспект бизнес-плана трансформаций каждого предпринимателя. У каждого бизнеса свои траектории трансформации, но общий тренд, как показал анализ анкет: малый бизнес готов к работе в новых реалиях.