Вклад банка «Центр-инвест» в развитие креативных индустрий Дона

Банк «Центр-инвест» принял участие в мероприятиях, посвященных креативным индустриям, и представил свою позицию, методологию и опыт работы по поддержке креативного развития Ростовской области. Позиция банка отражена в монографии председателя Совета директоров банка д. э. н., профессора Василия Высокова «Дон креативный».

Председатель Совета директоров банка д. э. н., профессор Василий Высоков выступил с приветственным словом на конференции «День креативной экономики», организованной минэкономразвития области, стратегической сессии «Дон креативный: как развивать креативные индустрии в Ростовской области», проведенной в рамках фестиваля искусств «Чистое поле», а также презентации первого в России статистического сборника «Креативные индустрии Дона», подготовленного Ростовстатом по инициативе банка «Центр-инвест».

Позиция банка. Каждый житель Дона креативен, и это особая креативность:

жизнь казаков на Дону в условиях недружественного окружения сформировала особый творческий (креативный) менталитет, который позволяет быть в тренде, в авангарде и в полной боевой готовности к любым вызовам, на любых рынках;

жизнь на перекрестке торговых путей и движения народов обогатила креатив переплетением разных культур и народов.

Эти преимущества и традиции должны стать основой стратегии развития креативных индустрий донского края. Стратегия должна разрабатываться с участием всех заинтересованных сторон и включать в себя не только цифры, но и изменение дизайна правил экономического поведения в целях повышения глобальной конкурентоспособности креативного самосознания жителей и бизнеса Ростовской области.

Креативные рынки имеют неэластичный спрос и предложение, баланс на которых можно достичь не поддержкой отдельных участников, а массовыми фестивалями, конкурсами, хакатонами, экскурсиями. Без этой работы нарушение баланса приводит к оттоку населения или оттоку талантов. Неэластичность делит рынок на: высокое, камерное, массовое и самодеятельное творчество с самостоятельными бизнес-процессами. Самонадеянность — сегмент рынка, который нуждается в проводниках для выхода на траекторию креативного развития.

Креативные индустрии — не компонента ВВП, не среда, не атмосфера, а спусковой крючок, стартер для эффективного роста, развития творчества в образовании, науке, ИТ, инновациях, производстве, потреблении и формировании новых творческих импульсов.

Креативная среда на Дону сегодня задает траекторию «хождения по кругу»: не очень эффективное производство позволяет получать не самые высокие доходы, которые население направляет на первоочередные нужды и по остаточному принципу — на посещение театров, музеев, путешествия, развитие науки. Для выхода на траекторию восхождения по спирали необходимо использовать:

  • креативный потенциал донского предпринимательства, доля которого в доходах населения в 2,4 раза превышает предпринимательскую долю в доходах жителей столицы;

  • стремление к знанию жителей Дона, которые в 1,4 раза чаще москвичей посещают библиотеки;

  • грамотное применение интернета населением;

создание на Дону условий для молодых ученых, приглашение научных кадров для фундаментальных и прикладных исследований, закрепление результатов научно-исследовательских работ в патентах и авторских свидетельствах;

продолжение активной инновационной деятельности (уровень инновационной активности на Дону в 2,3 раза выше, чем в столице) за счет модернизации производства и взаимодействия с поставщиками оборудования.

Воспитание талантов. Талант умеет и не боится: увидеть неочевидное, сделать невероятное, добиться невозможного... вместе с другими талантами. Анализ анкетирования клиентов банка показал, что формула успеха креативных инноваций во всех видах деятельности донской экономики, как в казачьей лаве, достигается при единстве факторов: Лидер, Команда, Опыт, Знания, Кругозор, Идеи, Коммуникации, готовность к Экспериментам и Рискам.

Малый бизнес — это отличная площадка для генерации и реализации креативных идей, позволяет банкам и другим инвесторам диверсифицировать риски, управлять портфелем однородных ссуд, является значимым сегментом рынка, устойчивым к стрессам и «черным лебедям» («сильней упал — быстрей отжался»), готовым к постоянным инновациям. Креативное развитие требует внимания к новым формам социального, инновационного, женского, молодежного, семейного предпринимательства, в том числе в сфере культуры, искусства, науки.

Финансовая грамотность. Особенности креативных рынков, индустрий, среды и траекторий развития требуют создания и грамотного применения новых финансовых инструментов, новых цифровых технологий с учетом рисков, хайпа и фейков. Креативная ответственность должна опираться на старый принцип казаков: «Дал поручение — научи, проконтролируй, сделай сам и не забудь сказать спасибо за оказанное доверие».

Креативный опыт банка. Жители, бизнес и власть на Дону называют банк «Центр-инвест» креативным за непрерывное внедрение новых технологий, сервисов и продуктов банковского обслуживания («Есть вопросы — звони в правительство, есть проблемы — звони в банк «Центр-инвест»). Банк активно развивает и поддерживает проекты по креативному развитию донского края. В их число входят центры финансовой грамотности, фиджитал-игры, собственная программа льготной ипотеки для ИТ-специалистов, льготные кредиты для стартапов, женского, семейного и социального предпринимательства, посещение музеев школьниками, ежегодное проведение студенческого конкурса «Умная стипендия», ИТ-хакатонов совместно с ведущими вузами региона.

Другие пресс-релизы