11 апреля 2022 года в рамках деловой программы ХХI Всероссийского съезда саморегулируемых организаций в сфере строительства состоялся круглый стол «Анализ эффективности действующей модели саморегулирования в строительной отрасли и пути ее совершенствования. Развитие независимой оценки квалификации специалистов строительной отрасли». Организаторам круглого стола выступили Российский союз строителей и «Деловая Россия».
Круглый стол прошел под председательством президента Российского союза строителей Владимира Яковлева, в нем приняли участие статс-секретарь – замглавы Минстроя России Светлана Иванова, президент НОСТРОЙ Антон Глушков, президент НОПРИЗ Михаил Посохин, вице-президент НОПРИЗ, сопредседатель Комиссии РСПП по СРО Анвар Шамузафаров, директор Правового департамента Минстроя России Олег Сперанский, председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства Ефим Басин, руководители саморегулируемых организаций и компаний строительной отрасли.
Открывая круглый стол, Владимир Яковлев отметил, что это мероприятие является итоговым в рамках поручения Президента России Владимира Путина 30 декабря 2021 года, но диалог о роли и месте системы саморегулирования в строительной отрасли, ее развитии будет продолжен.
Светлана Иванова поблагодарила строительное сообщество за большое внимание к теме. Все предложения, высказанные в ходе пяти круглых столов, будут обобщены, проанализированы и направлены в качестве доклада в Правительство Российской Федерации. При этом система СРО уже реформируется, поскольку принят закон о независимой оценке квалификации специалистов строительной отрасли – а это важнейший элемент обеспечения безопасности и качества строительства. И хотя сейчас принято решение о продлении действующих документов о повышении квалификации, система все равно вступает в действие с 1 сентября 2022 года.
Принятые в последнее время нормативно−правовые документы в сфере строительства, в разработке которых большую роль сыграли отраслевые нацобъединения, существенно ускоряют инвестиционно-строительный цикл, позволяют подрядчикам быстро получить деньги и завершить возведение объектов. Это особенно важно в новых экономических условиях. Минстрой России открыт для любых предложений строительного сообщества, все инициативы будут рассматриваться и продвигаться на благо строителей.
Михаил Посохин отметил, что поручение Президента России акцентировало внимание на институте саморегулирования в строительной отрасли. Система СРО позволяет влиять на процессы профессионального роста участников строительного процесса в условиях отмены многих обязательных нормативно-технических документов. Это существенно повышает роль конкретных специалистов и их ответственность за реализацию строительных проектов. Что касается членских взносов, то за годы функционирования института СРО более 500 млн рублей из средств НОСТРОЙ и НОПРИЗ было направлено на разработку нормативных документов и профессиональных стандартов, а также на повышение профессиональной квалификации специалистов. Это существенная помощь государству, резюмировал президент НОПРИЗ.
Анвар Шамузафаров напомнил, что в самом начале обсуждения путей развития системы СРО специально был заострен вопрос на том, возможен ли возврат к лицензированию в строительстве. И выступления участников круглых столов, и анализ экономической ситуации показали, что лицензирование в сравнении с саморегулированием крайне неэффективный механизм, который не способен обеспечить ответственность участников строительства за построенные объекты. Вице-президент НОПРИЗ, сопредседатель Комиссии РСПП по СРО перечислил предложения для развития системы саморегулирования. В результате должны повыситься производительность и оплата труда строителей, подняться престиж профессии, что позволит отказаться от труда мигрантов.
Ефим Басин уверен, что столь широкое обсуждение пойдет на пользу отрасли. Саморегулируемые организации за эти годы сделали немало для развития строительной отрасли, в том числе, в части технического регулирования, подготовки кадров и т.д. Однако нужно вернуться к вопросу специализации компаний строительного рынка, а также решить, наконец, проблему участия СРО в контрактных отношениях как третьей стороны – сейчас СРО несут ответственность за госконтракты, но никоим образом не влияют на их заключение и исполнение.
Председатель комитета по строительству «ОПОРЫ РОССИИ» Марк Геллер напомнил, что 85% строительных компаний – это малый и средний бизнес, и он напрямую заинтересован в эффективности системы СРО. При этом МСП категорически против усиления государственного регулирования бизнеса, и именно поэтому альтернативы СРО нет. Однако система СРО должна каждый день доказывать свою нужность конкретному члену каждой СРО.
Первый заместитель председателя Комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты РФ Леонид Бандорин озвучил основные предложения по развитию системы СРО, высказанные на круглом столе ОП РФ. Так, необходимо повышение ответственности подрядчиков за результаты своей работы, причем СРО обязательно должны участвовать как третья сторона контракта. Также необходимо вернуться к вопросу членства в СРО субподрядных организаций. А в целом система СРО должна найти пути совершенствования внутри себя, при том что на несколько лет имеет смысл наложить мораторий на изменения законодательства о СРО.
Выступившие в ходе дискуссии представители саморегулируемых организаций внесли свои предложения по развитию системы СРО и независимой оценки квалификации.
Президент НОСТРОЙ Антон Глушков завершил обсуждение путей развития системы саморегулирования и подвел краткий итог состоявшихся круглых столов. По его мнению, сейчас необходимо сосредоточиться на тактических вопросах деятельности СРО, стать для строительной отрасли не только механизмом доступа на рынок, но и сервисом, который помогает строителям в работе, обеспечивает развитие технического регулирования, систему подготовки кадров, предоставление займов из компенсационных фондов СРО. Кроме того, встает вопрос стандартизации деятельности самих СРО как органа доступа компаний на рынок.
Олег Сперанский уверен, что в последние два года строители оценили роль СРО и нацобъединений в стабильном функционировании отрасли. Именно в нацобъединениях подготовлено очень много предложений, проектов документов, аналитической информации, которые легли в основу беспрецедентного пакета экономических и административных мер поддержки строительной отрасли. Однако доказывать жизнеспособность и эффективность системы СРО нужно ежедневной работой. Спикер также отметил, что поручение Президента России должно заставить задуматься представителей СРО об ответственности за принимаемые решения, в том числе, об ответственности за выход компаний на рынок, за качество их работы. СРО должны стать реальным фильтром, чтобы нерадивые подрядчики на рынок просто не попадали.
Независимая оценка квалификации позволяет сформировать высокопрофессиональное сообщество, которое сможет нести, в том числе, персональную ответственность за результаты работ. И нужно, наконец, продумать вопросы исключения из национальных реестров специалистов, потому что без такого механизма система работать не будет.
Участники круглого стола пришли к единому мнению, что необходимо усилить работу по информированию о деятельности системы саморегулирования и нацобъединений в сфере строительстве, их инициативах, в том числе и законодательных, направленных на поддержку и развитие отрасли. Это станет прямым доказательством того, что СРО являются важным элементом гражданского общества России.