Круглый стол на тему «Развитие доиммиграционной подготовки трудовых мигрантов на территории государств исхода – важное условие повышения организованного характера, безопасности и эффективности процессов трудовой миграции» прошел 30 марта в Торгово-промышленной палате РФ.
Модератор заседания, директор Департамента по работе с филиалами и представительствами иностранных юридических лиц ТПП РФ Василий Кузнецов напомнил, что Россия заинтересована именно в организованной трудовой миграции, и в рамках ЕврАЗЭС с рядом стран подписаны соответствующие договоры. Однако опыт показывает, что доиммиграционная подготовка трудовых мигрантов должна начинаться на территории государств выезда.
Председатель Комиссии по вопросам трудовой миграции Совета ТПП РФ по ВЭД, президент Союза экспертов и консультантов в сфере трудовой миграции «Международный Альянс «Трудовая Миграция» Николай Курдюмов отметил, что пока не удается обеспечить массовое привлечение трудовых мигрантов по оргнабору. Причин две. Во-первых, продолжают существовать серые, неформальные схемы и пути миграции в Россию. Кроме того, нет заинтересованности работодателей из-за дороговизны процедуры и организационных проблем.
Первые шаги, чтобы система заработала, сделаны. Сейчас оформление документов для оргнабора перенесено в государства выезда – это сокращает пребывание трудовых мигрантов в России без патента. Участие отраслевых объединений позволяет получить документальное подтверждение уровня квалификации мигрантов, ускорить их адаптацию. Однако пока в России нет координирующего центра этих процессов ни со стороны государства, ни со стороны бизнеса. С российской стороны, считает спикер, должен быть государственный регулятор оргнабора, который будет взаимодействовать с госструктурами государств выезда, а от бизнеса координатором могла бы выступить ТПП РФ.
Заместитель начальника Управления по вопросам внешней трудовой миграции Главного управления по вопросам миграции МВД России Павел Дутов отметил, что МВД старается ускорить ряд процедур для мигрантов – сделана первая попытка организовать систему довыездной подготовки для будущих строителей, существует представительство МВД России на территории Узбекистана, где проводится процедура фотографирования и дактилоскопирования трудовых мигрантов – через нее прошли уже более 5000 человек. Эти процедуры будут расширены, но в первую очередь нужно говорить об оценке профессиональной пригодности трудовых мигрантов — они должны проходить процедуры оценки квалификации и получать патенты в стране исхода.
Заместитель директора Департамента социального развития Минэкномразвития России Екатерина Казьмина сообщила, что министерство готовит пакет документов по запуску домиграционных центров подготовки, в первую очередь, в Узбекистане. Центр домиграционной подготовки, помимо пакета документов, должен дать возможность провести квалификационный отбор и независимую оценку квалификации трудового мигранта, а при необходимости – пойти профподготовку. Но нет уверенности, что потом эти обученные граждане приедут именно в Россию. Соответственно, встает вопрос, кто должен нести издержки на такую подготовку и как потом эти издержки компенсировать? Возможно, здесь должны привлекаться отраслевые объединения работодателей.
По мнению заместителя директора Департамента трудовой миграции и социальной защиты Евразийской экономической комиссии Олега Артамонова, домиграционная подготовка – первый этап организованного отбора, и он тоже должен регулироваться, включая проверку квалификации мигрантов по российским требованиям. А в профподготовку должны вкладываться заинтересованные работодатели.
Член Комиссии по вопросам трудовой миграции Совета ТПП РФ по ВЭД, член Экспертного совета Союза экспертов и консультантов в сфере трудовой миграции «Международный Альянс «Трудовая Миграция» Евгений Володин отметил, что для иностранцев важен вынос разрешительных процедур в государства исхода, но сейчас российские законодательство этого не позволяет. Для налаживания такой процедуры нужно вносить изменения в законы и в межправительственные соглашения, в том числе, в Налоговый кодекс и в миграционное законодательство. Также нужно сформировать механизмы привязки трудового мигранта к работодателю, срок действия патента – к сроку действия договора. При этом патент может быть аннулирован, если работник нарушил условия договора и покинул работодателя.
Руководитель проектного офиса Национального объединения строителей Наталья Желанова рассказала о работе НОСТРОЙ по формированию системы оценки квалификации трудовых мигрантов в государствах выезда. Она напомнила, что в строительных СРО – членах НОСТРОЙ – состоит более 97 тысяч строительных компаний, поэтому НОСТРОЙ является крупнейшим объединением работодателей в строительной отрасли. В 2020 году НОСТРОЙ провел исследование по наиболее востребованным профессиям, где есть нехватка рабочей силы, и выяснил, что некоторые профессии почти полностью закрываются иностранной рабочей силой.
В связи с этим встает вопрос: каким образом должны быть подготовлены иностранные рабочие, чтобы строительство объектов было безопасным и качественным? НОСТРОЙ последние два года занимается формированием системы независимой оценки квалификации (НОК) в строительной отрасли – на это направлена работа Совета по профессиональным квалификациям, разработаны 69 профстандартов и оценочные средства к ним, созданы 53 Центра оценки квалификации в 27 регионах России, а также разработана единая платформа НОК, позволяющая поводить экзамен в любой точке страны и зарубежных государств.
Эта система была создана, чтобы оценить уровень квалификации российских строителей. Когда же НОСТРОЙ начал рассматривать использование независимой оценки квалификации для трудовых мигрантов, стало понятно, что экзамен нужно адаптировать и проводить в облегченном варианте. В итоге по наиболее востребованным квалификациям (а их 31) были разработаны тесты, в которые включены по 40 вопросов в практической и теоретической части, а также добавлены вопросы по охране труда. Теоретическую часть экзамена предлагается проводить на единой платформе НОСТРОЙ, где обеспечена идентификация работника, полностью сохраняется запись экзамена, фиксируется подмена экзаменуемого или посторонние звуки. По итогам экзамена в течение 3 дней выдается сертификат, который заносится в единую базу НОСТРОЙ.
НОСТРОЙ опробовал эту систему в Узбекистане, где работают моноцентры по переподготовке кадров, и результат оказался далек от удовлетворительного. Было принято решение и разработана дорожная карта, в соответствии с которой российские профстандарты будут внедрены в курсы переподготовки и в учебные программы колледжей. НОСТРОЙ совместно с РУДН отработал специальную строительную лексику, которую можно будет передавать в колледжи и учебные центры, чтобы наработать ее у потенциальных трудовых мигрантов.
Для того, чтобы на российский строительный рынок пришли реально подготовленные иностранные строители, подчеркнула Наталья Желанова, необходимо сделать независимую оценку их квалификации обязательной – иначе работодатель будет тратить средства на обучение и привлечение трудовых мигрантов, а на выходе не получит специалиста должной квалификации.
Также на круглом столе выступили представители региональных миграционных структур, Национального совета по развитию квалификаций, Общественного совета при МВД России. Все предложения, прозвучавшие на круглом столе, будут обобщены и представлены президенту ТПП РФ Сергею Катырину.