Мебельный рынок растет и во всем мире, и в России. По данным СSIL (Центр промышленных исследований), объем мебельного рынка в мире с 2019 г. по 2022-й увеличился на 4% – с $1,147 трлн до $1,272 трлн. На российском мебельном рынке только за прошлый год зафиксирован прирост на 11%. Население планеты увеличивается, все чаще возникают новые тренды в дизайне, поэтому люди начинают быстрее обновлять интерьер и делать ремонт, а значит, растет и объем рынка дизайнерских услуг. Сегодня он составляет $15 млрд в год. При этом офлайновые розничные продажи мебели третий год подряд стремительно падают: рынок перемещается в онлайн, к тому же создаются новые технологические стартапы в сфере недвижимости, широко применяется ИИ. Для этого существует хороший термин PropTech, т.е. digital-проекты на рынке недвижимости, которые предлагают инновационные продукты или новые бизнес-модели.
1. Использование искусственного интеллекта. Основатели и разработчики стартапов придумывают множество способов применения ИИ в своих проектах. Не так давно я говорила с создателями израильского стартапа, которые интегрировали искусственный интеллект в повседневную рутинную работу, обычно требующую помощи дизайнеров. В приложение загружаются размеры помещения заказчика – и программа на основе личных предпочтений конкретного человека (зная, что он покупает, слушает, читает) формирует дизайн его квартиры. Это не значит, что профессия дизайнера исчезнет, просто массовый сегмент станет автоматизированным.
2. Еще один тренд – шеринговая экономика, все более популярная в мире. По данным за прошлый год, на PropTech-рынке появилось более ста новых маркетплейсов, только 76 из них – в Нью-Йорке. Часть из них работают по принципу шеринга, очень перспективного для массового сегмента. Но основная проблема здесь – логистика и доставка, в мебельном бизнесе затраты на логистику могут превышать стоимость доставляемой мебели в 10 раз. Так что тестируются разные бизнес-модели, поскольку непонятно, какая из них приживется. Одни работают на рынке P2P, предлагая людям забирать у них ненужную им мебель, другие берут ее у производителей и сдают в аренду.
3. Будущее интерьерного рынка – за 3D-принтерами. В этом направлении работает и трудится много компаний, появляется много стартапов, но готового решения по производству на 3D-принтере мебели из любых материалов и с любой отделкой пока нет. Как только эта технология достигнет совершенства, маркетплейсы смогут легко сменить бизнес-модель и вместо готовых товаров продавать идеи, 3D-модели, на основе которых можно будет напечатать мебель дома у покупателя или в точке доставки. Мы перейдем на экологичные, биоразлагаемые материалы, которые оставляют минимум углеродного следа. Возможно, технологии дойдут до того, что будет развит цикл ресайклинга, начиная от печати до утилизации.
4. Мебельный рынок последним перешел в онлайн, последним подключается к маркетплейсам, запоздал он и с трендом на экологичность, хотя для нашего бизнеса он очень важен. Экоматериалы не использует почти никто из производителей: это очень сложно сделать технически, бизнес придется «укомплектовывать» с нуля. Некоторые компании понемногу начинают работать с биоразлагаемыми материалами, и это уже огромное достижение: им приходится менять всю техническую составляющую мебели. Но будет ли такой продукт качественным, устойчивым и долговечным, еще предстоит понять.
5. Тренд на привлечение дизайнеров к созданию проектов в массовом сегменте. Переход на удаленную работу сделал их услуги более доступными – дизайнер может работать из любой точки мира. Это раньше было важно, чтобы специалист присутствовал на объекте, а сейчас десятки стартапов создают максимально удобные для клиентов программы. Достаточно созвониться со специалистом через специальное приложение, и даже самый труднодоступный «звездный» дизайнер вполне сможет дать рекомендации по ремонту удаленно. Кроме того, совсем скоро любой предмет мебели можно будет посмотреть в режиме виртуальной реальности и принять решение о его покупке, не выходя из дома.