В набирающей обороты гонке за таланты выиграют компании, меняющие корпоративные ценности под запросы молодых сотрудников. Сегодняшние студенты требуют от будущих работодателей больше ответственности — социальной и экологической.
Флагманский проект БФ «Система» «Лифт в будущее» совместно с PR-агентством TrendFox провели опрос, который показал, что молодежи нужны не только деньги.
Опрос был проведен среди абитуриентов и студентов московских и региональных вузов в возрасте 16–23 лет. Количество респондентов — 7000.
В число приоритетных ценностей вошли отсутствие дискриминации на рабочих местах, природоохранные инициативы и прозрачность бизнеса Данные исследования лишний раз доказывает — компании, идущие по пути устойчивого развития, сделали правильный выбор.
Поколение ответственных
Поколение, которое выйдет на рынок труда в самое ближайшее время, гораздо более требовательно к ESG-ценностям. Для комфортного ощущения 67% студентов нужен высокий уровень дохода, при этом 40% хотят знать, что их деятельность связана с заботой о будущем. Иными словами, молодежь пытается осмыслить реальную цену ведения бизнеса для экологии, общества, человека. По данным компании Switch, среди миллениалов по всему миру количество тех, кто видит своим работодателем компанию, соответствующую принципам устойчивого развития, составляет около 40%. Среди бэби-бумеров и представителей поколения Х работников с такими установками почти в два раз меньше.
Опрос, проведенные среди нынешних студентов, показал, что, хотя размер заработной платы по-прежнему важен, каждый четвертый респондент хотел бы получать именно «белую» зарплату. Это говорит о важности для будущих работников ответственности бизнеса перед обществом —исполняет ли он свои обязательства как налогоплательщики работодатель. Более 37% пойдут согласны стать наемными работниками, только если их оформят в соответствии с трудовым кодексом, 20% ждут возможности пользоваться корпоративными образовательными программами.
Тренд на повышение ответственности перед сотрудниками становится все более актуальным. Почти 40% участников исследования отметили важность социальной ответственности, в которую входят в числе прочего создание равных условий карьерного роста для мужчин и женщин, наличие благотворительных активностей в компании. Болезненным для миллениалов становится вопрос любой дискриминации.
Они не готовы терпеть, если работодатель будет нарушать права человека:дискриминировать женщин при оплате труда или отказывать соискателям в приеме на работу из-за наличия пирсинга, татуировок или религиозных атрибутов. И это легко объяснимо: почти 60% респондентов отмечают, что для комфортного ощущения им важно выглядеть так, как им нравится; 20% ценят свободу говорить о своих религиозных взглядах и сексуальной ориентации.
Треть респондентов на месте главы компании первым делом договорились бы о партнерстве с экологическими проектами.
Корпорации задают тренды
Российская молодежь сегодня увлечена экологической повесткой. Это результат того, что молодые люди выросли в том обществе, где защита природы стала темой открытых дискуссий. В отличие от своих бабушек и дедушек, которые восстанавливали страну после войны, родителей, занимавшихся перестройкой экономики и решением задачи, чтобы на прилавках магазинов были не только яйца и маргарин, родившиеся в 1980–1990-е годы уже озабочены другими вопросами. Они не смотрят на леса или реки исключительно как на источник ресурсов. Байкал уже не кажется бездонным, и инициативы по его спасению нужно запускать как можно скорее, а тайга не считается таким уж легко восполнимым ресурсом.
Однако помимо мотивации, нужны знания, владение инструментами «оздоровления» бизнеса, именно поэтому все большей популярностью пользуются уроки устойчивого развития, ориентированные как на просвещение школьников, так и на формирование профессиональных навыков у студентов и молодых специалистов. Их инициаторами выступает бизнес, чем также доказывает свою ответственность. К примеру, в рамках профориентационных курсов «Лифт в будущее» благотворительного фонда АФК «Система» есть целый цикл подобных занятий. Очевидно, что бизнес ощущает необходимость перемен, в том числе и в области политики найма.
Классическим примером можно считать инициативы благотворительного фонда Билла и Мелинды Гейтс. Для нивелирования ущерба окружающей среде, нанесенного за десятки лет существования ИТ-корпорации Microsoft, они инвестируют около 2 млрд долларов в борьбу с изменением климата. Одновременно решается задача снижения углеродного следа и создания новых рабочих мест. При этом важно понимать, что все вакансии — будь то лесной инженер или менеджер по продажам — становятся более «ответственными».
Аналогичным путем идут и многие российские компании. Например, у телеком-игрока МТС есть собственный ESG-комитет при совете директоров, который запустили в апреле 2021 г., и любая вакансия, которая открывается в компании, априори соответствует стандартам ответственного бизнеса. Один из его признаков — отсутствие дискриминации на рабочих местах. В АФК «Система» провозглашено гендерное равенство, и на сегодняшний день в компании в среднем 15% руководителей — женщины, и это довольно неплохой результат.
В целом мы видим, что ESG-повестка более актуальна, чем может показаться. Не должно быть ощущения, что мода на ответственность пройдет и бизнес останется прежним. Со сменой поколений уходит скепсис. Миллениалы сейчас составляют одну треть населения мира, в течение пяти лет они займут две трети рынка труда и превратятся в движущую силу ESG-революции. Под влиянием общества, государства, международного движения ООН в направлении устойчивого развития меняются правила ведения бизнеса, отношение к ресурсам — природным и человеческим.