Сегодня строительная отрасль переживает период турбулентности. Многие годы она была на плаву благодаря советскому наследию, высокому профессионализму и патриотизму плеяды строителей, которых подготовила система плановой экономики Советского Союза. Период перехода на рыночную экономику прошел, как говорится, на старых дрожжах. Последние три десятилетия система градостроительной политики советского времени менялась, подстраиваясь под рыночные реалии, менялись ее отдельные механизмы, составные части, и сегодня она представляет из себя тяжелый, гибридный механизм, который не отвечает современным требованиям.
С конца 2020 года мы наблюдаем резкий, стремительный скачок цен на строительные материалы. Безусловно, надо отдать должное, что Правительством РФ приняты необходимые меры, поддерживающие строителей. Но рост цен на стройресурсы не пройдет бесследно – бюджетных средств не хватит на все проекты, многие строительные организации – исполнители госконтрактов будут вынуждены объявить себя банкротом.
Пандемия обнажила все самые больные места в отрасли. Это и устаревший метод формирования смет, и необоснованное формирование начальной максимальной цены контракта (НМЦК), отсутствие отечественных рабочих кадров и их нежелание работать устаревшими методами с высокой долей ручного труда на стройплощадках, прекращение существования института наставничества и прохождения практик студентами строительных специальностей в строительных организациях, и в целом разрыв связи науки и производства, увеличение среднего возраста сотрудников во всех сферах отрасли, отсутствие понимания, что неустойчивое финансово-экономическое положение строительных организаций – это в первую очередь плохо для самого государства.
Очевидно, что сегодня строительной отрасли нужна новая высокоэффективная система градостроительной политики. Если мы будем упорно держаться за старую систему организации градостроительной деятельности, бесконечно корректируя её и внося изменения, но при этом оставляя прежним каркас, то преломить существующие негативные тенденции в отрасли не получится.
Одной из серьезных проблем является формирование начальной максимальной цены контрактов по 44-ФЗ на основе бюджетных лимитов, что приводит к ухудшению финансового состояния подрядных организаций. Стоимость строительных материалов, в том числе их транспортировка, стоимость использования машин и механизмов за время контрактации, выяснения земельных вопросов, выявления недостатков проектной документации, что может длиться месяцами и даже годами, лишь растет в цене. И это факт – никто ведь не отрицает инфляционные процессы. При этом, очевидно, что максимально сэкономить подрядчикам возможно лишь на ФОТ – его можно сколько угодно максимально снижать, привлекая дешевую рабочую силу. И за тем, какого уровня квалификации работники и в каких условиях трудятся, сегодня никто не следит – главное уложиться в твердую цену. Это всё привело к вырождению национальной системы подготовки рабочих кадров в строительстве. Исключён один из важнейших методов мотивации рабочих – повышение вознаграждения при повышении уровня квалификации. Сегодня квалификация рабочих никак не оценивается – в основном применяется сдельный вид оплаты труда. В сметном нормировании этот метод включён в качестве основного критерия для расчёта заработной платы.
В своём интервью для РБК 1 ноября 2021 года вице-мэр Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Юрьевич Бочкарёв заявил, что на московских строительных площадках на фоне пандемии возникла острая нехватка и рабочих, и инженеров, дефицит трудовых ресурсов он оценил в 40%.
Если до пандемии количество мигрантов на строительных площадках Москвы было порядка 120 тысяч человек, то сегодня из них осталось всего 40 тысяч. Если раньше зарплата мигранта на стройке была около 30 тысяч рублей, то теперь она выросла до 60 тысяч рублей, при этом по некоторым профессиям люди отказываются работать и за 80 тысяч. Единственно верный выход из сложившейся ситуации Андрей Бочкарёв видит в разработке и реализации плана мероприятий, который позволит обойтись без иностранной рабочей силы на строительных объектах города Москвы. При этом, он привел в пример Китай, Финляндию и Великобританию, где заработная плата у рабочих в пересчете на рубли составляет 150, 200, 250 тысяч рублей соответственно, и в этих странах не привозят рабочих из-за границы. Он также привел в пример шведскую компанию Skanska, в которой «бетонирование пятна под монтаж большой колонны осуществляет только один человек, и он весь обвешан инструментами». В целом весь процесс проектирования и стройки организован так, чтобы минимизировать количество работающих. Но работники подготовлены гораздо лучше, и они получают деньги за производительность – один человек заменяет троих.
Бочкарёв считает, что у нас в отрасли есть большой резерв эффективности, поэтому он дал поручение своим коллегам по стройкомплексу и подрядчикам разработать план по замещению иностранной рабочей силы и ручного труда квалифицированными специалистами, способными механизировать процессы. Отметил, что в Москве на ряде объектов капстроительства уже начаты эксперименты, когда подрядчики при плановой численности необходимых рабочих и специалистов в 450 человек справляются силами 170 работников.
И я согласен с его видением. Безусловно, в этом вопросе важнейшим фактором является повышение качества образования в строительной отрасли. Для этого нужно создавать соответствующие образовательные программы, чтобы на выходе получать квалифицированных специалистов, которые могут заменить нескольких рабочих на стройках. Но и зарплата у таких специалистов должна быть соответствующая, основанная на почасовой тарифной системе оплаты труда, в соответствии с уровнем квалификации специалиста. Чем выше мастерство и производительность, тем выше заработная плата. Такая мера по переходу к почасовой тарифной оплате труда полностью соответствует высказыванию Президента России Владимира Владимировича Путина в октябре 2021 года о том, что увеличение доходов граждан является самой главной задачей в России. Президент отметил, что для этого нужно обеспечить рост экономики и изменение её качества.
Переход к почасовой тарифной оплате труда и начало деятельности центров по оценке квалификации специалистов и рабочих в строительстве будет способствовать повышению престижа рабочих строительных специальностей, трудоустройству местных кадров в строительной отрасли, позволить поднять на новый уровень качество образовательных программ по строительным специальностям, а в итоге обеспечить исполнения нацпроектов, госпрограмм и других проектов в необходимые сроки и с высоким качеством по обоснованной стоимости. От того, какие меры будут приняты, зависит будущее отрасли. Переход на новую систему, в которой обоснованная стоимость строительства в соответствии со сметой, сформированной на основе рыночных цен, будет формировать бюджетные лимиты, а не наоборот, достойная оплата труда квалифицированных рабочих строителей, инженеров и проектировщиков, приведут к улучшению финансово-экономического состояния организаций отрасли, а значит, к появлению средств на стратегическое развитие строительных компаний, внедрение новых технологий в производство, к механизации ручного труда. В конечном счете, это повысит уровень добавленной стоимости в отрасли и отразится на повышении ВВП, что является главным показателем социально-экономического развития государства.
Айхал Габышев,
координатор НОСТРОЙ по ДФО