28 сентября 2021 года в стенах Севастопольского государственного университета прошло совещание на тему: «Вопросы обеспечения качественного исполнения государственных и муниципальных контрактов через механизмы рейтингования строительных организаций и независимой оценки квалификации специалистов». Модератором выступил советник президента Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Даниил Кирилкин.
В состав президиума вошли вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз, координатор НОСТРОЙ по СФО, руководитель Научно-консультативной комиссии НОСТРОЙ Максим Федорченко, ректор СевГУ Владимир Нечаев.
С приветствием от университета выступил Владимир Нечаев. Приветственные слова президента НОСТРОЙ Антона Глушкова в адрес участников передал Антон Мороз. От себя лично он поблагодарил Севастополь и Университет за гостеприимство. От Департамента капитального строительства Правительства Севастополя выступил заместитель главы ведомства Игорь Ахметов.
О роли независимой оценки квалификации специалистов в обеспечении исполнения государственных муниципальных контрактов рассказала заместитель исполнительного директора НОСТРОЙ Наталья Желанова. Она подчеркнула, что важнейшим вопросом в сфере строительства является повышение качества и безопасности проведения строительных работ. Препятствует этому недостаточная квалификация подрядных организаций и их трудовых ресурсов, которые становятся исполнителями госзаказа. Например, согласно представленной Натальей Желановой статистике неисполнения или ненадлежащего исполнения госконтрактов, за 2019-2020 годы не исполнено 15% контрактов — это составляет почти 509 млрд руб. в 2019 году и более 313 млрд руб. в 2020 году.
Из-за недостаточной квалификации подрядчики не только срывают исполнение государственных контрактов, но еще и вынуждены нести ответственность по таким контрактам, отметила она.
Поэтому сейчас НОСТРОЙ совместно с Минстроем России прорабатывают создание Единой информационной платформы НОСТРОЙ, которая будет включать в себя:
- цифровой профиль подрядной организации с указанием выполненных объектов и портфолио проектов, специализации работ, принятых на себя обязательств, реестра заключенных договоров, количества квалифицированных специалистов;
- специализированный кадровый ресурс специалистов с информацией об их опыте и образовании, наличии подтвержденной квалификации.
Именно эта платформа, считают в НОСТРОЙ, станет основой рейтингования компаний – в информационной системе будет содержаться более 60% необходимой для этого информации.
Продолжил доклад Антон Мороз, который презентовал собравшимся рейтинг деловой репутации строительных организаций, отметив, что система будет апробирована в Республике Татарстан, а после этот успешный опыт будет распространен на другие российские регионы. Реализация пилотного проекта, по его словам, позволит на практике доказать ФОИВ результативность и необходимость внедрения новых подходов в госзаказе.
Далее вице-президент НОСТРОЙ подробно объяснил структуру Методологии оценки критериев отбора строительных организаций, куда входят:
1. Стоимостные критерии (финансовая устойчивость), которые позволят оценить финансово-экономическое положение члена СРО, например, обеспеченность ресурсами и имуществом или уровень его ответственности;
2. Нестоимостные критерии (деловая репутация), позволяющие оценить эффективность управленческих решений члена СРО, например, количество лет с момента заключения первого договора строительного подряда членом СРО, или наличие фактов применения дисциплинарных мер к члену СРО;
3. Квалификационные критерии (кадровый состав члена СРО) — количество ГИП, ГАП-членов НРС (7 уровень) в штате члена СРО и их средний стаж.
Полная же версия методологии предусматривает 15 групп критериев из 46 показателей, уточнил он. Антон Мороз также добавил, что данной методологией НОСТРОЙ очень заинтересовалось Агентство стратегических инициатив (АСИ), которое занимается преобразованием городов и сел и активно внедряет передовые технологии.
Для получившей наибольший рейтинг добросовестной подрядной организации возможен ряд преференций: например, она будет освобождена от плановых проверок, сможет воспользоваться условиями льготного страхования рисков гражданской ответственности, рисков неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договорам строительного подряда, а также получит право воспользоваться условиями льготного кредитования. Такие возможности будут устанавливаться для подрядных организаций с рейтингом высокого уровня надежности (группы А) на срок 3 года, и для компаний с рейтингом средней надежной (группы В) на срок 1 год.
При этом Антон Мороз подчеркнул, что система госзаказа с внедрением рейтинга концептуально не изменяется. Из отличного от действующей системы он отметил, что на этапе формирования аукционной или конкурсной документации, заказчик устанавливает среди условий отбора подрядчика минимальный показатель рейтинга, а также при необходимости показатели фильтра, которые необходимы для получения наилучшего результата и учитывают особенности конкретного объекта. Если процедура проводится в форме аукциона, то показатель рейтинга выступает как обязательный критерий отбора подрядчиков (аналогично, как в действующей системе критерий опыта работ), а заявки располагаются в порядке от наименьшей цены к наибольшей. В случае, если процедура проходит в форме конкурса, то показатель рейтинга является определяющим фактором выбора подрядчика, поскольку удельный вес нестоимостных критериев должен быть больше удельного веса цены, объяснил докладчик. Использование рейтинга деловой репутации также возможно для предквалификационного отбора подрядчиков по ПП615 и 223-ФЗ.
Для внедрения такой методики достаточно внести изменения в постановление Правительства РФ №99 в части установления минимального рейтинга в зависимости от вида объекта и его стоимости и в постановление Правительства РФ №1085, установив удельный вес стоимостных критериев – не более 40%, а стоимостных – не менее 60%, добавил он.
В завершение Антон Мороз сообщил, что в настоящее время НОСТРОЙ подготовил проекты полной и сокращенной версий методологии, разработал пилот программы, а также провел практическую апробацию, которая показала реальную эффективность использования механизма.
Кроме того, нацобъединением подготовлены проекты нормативных правовых актов в части внедрения механизма в систему закупок в сфере строительства. Антон Мороз также обратил внимание на то, что данная работа ведется по поручению Минстроя России и развитие механизма рейтинга деловой репутации поддерживают Минфин и ФАС России.
Игорь Ахметов рассказал о работе Департамента капитального строительства Правительства Севастополя по внесению изменений в 44-ФЗ и ПП РФ №225. Он также сообщил, что Департамент ведет свой реестр рейтингования подрядчиков, отдавая приоритеты местным строительным компаниям и даже рассматривая МСП. Кроме того, отметил он, Севастополь пошел по пути выбора поставщика, не требуя банковских гарантий, а осуществляя казначейское сопровождение.
После состоялась живая дискуссия по представленным докладам, в ходе которой на вопросы участников ответили представители НОСТРОЙ.
Далее Максим Федорченко осветил развитие Национального реестра специалистов в области строительства для повышения информационной открытости и ответственности подрядных организаций. Он подчеркнул два важных момента: во-первых, при формировании НРС нужно оценивать квалификацию каждого специалиста по его специальности; во-вторых, в НРС должны входить специалисты всех уровней, начиная от мастеров и прорабов. Кроме того, считает спикер, нужно усиливать роль НОСТРОЙ как структуры, которая обеспечит прозрачность и информационную открытость этих процессов.
Советник директора ФАУ «РосКапСтрой» Ирина Кузьма осветила работу госзаказчика в цифровой системе контроля исполнения контрактов, рассказав о созданной ведомством в 2019 году программе мониторинга и реализации объектов незавершенного строительства, которая на данный момент содержит 4200 таких объектов, из которых 979 находятся в Республике Крым. Отдельно она отметила необходимость развитии программы «Технический заказчик и строительный контроль на объектах культурного наследия» в Севастополе.
О совершенствовании законодательства в строительной сфере рассказал заместитель председателя Экспертного совета НОСТРОЙ, доцент кафедры экологического и земельного права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Леонид Бандорин. В своем выступлении он затронул вопросы сокращения сроков нецелевого использования земельных участков для цели их изъятия, необходимость пересмотра механизмов закона о «гаражной амнистии» исходя из интересов приморских городов, а также осветил проблематику принятых законов о КРТ и о приаэродромных территориях.
С заключительным словом выступил Антон Мороз, который поблагодарил участников за дискуссию.
«Цифровая платформа, независимая оценка квалификации и рейтингование — все это должно упорядочить работу с 44-ФЗ и с контрактной системой. Сегодня мы говорили о заказчиках и подрядчиках, но упустили субподрядчиков. А это тоже очень важно. Например, когда мы обсуждали рейтингование в Татарстане, там отметили, что это действительно может открыть информацию о так называемых контрактах «второй руки» – мы сможем образом видеть и эти компании, которые следующими придут на основные закупки. Хочу напомнить, что Президент России на ПМЭФ сказал, что доля субъектов малого предпринимательства должна составлять более 25% в закупках, в том числе в области строительства. Нам нужно не защищаться от таких компаний, а понять, что они могут, и дать им возможность участвовать в конкурсных процедурах, надлежаще исполнять контракты и тем самым расти», — подытожил вице-президент НОСТРОЙ.