Рост стоимости строительных материалов и его влияние на государственные и муниципальные контракты стал темой круглого стола по вопросам ценообразования в рамках ХII Всероссийской конференции «Российский строительный комплекс» в пятницу, 10 сентября. Участие в дискуссии, организованной Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ), приняли представители федеральных и региональных органов власти, саморегулируемые организации в сфере строительства, заказчики и исполнители контрактов. Модератором выступил президент НОСТРОЙ Антон Глушков.
Открывая встречу, он отметил, что заявленная тема имеет важное значение для всего строительного сообщества, особый интерес вызывает практика применения постановления Правительства РФ №1315 и приказа Минстроя России №500/пр. Регионы активно принимают нормативно-правовые акты в развитие федеральных документов. Однако анализ показал, что большая часть локальных документов похожа друг на друга и не учитывает региональной специфики, поэтому появляется много развилок в их применении, резюмировал глава нацобъединения.
«Отдельная история возникает с муниципалитетами, потому что очень часто они выступают заказчиком строительства объектов и формально им для корректировки контрактов достаточно распоряжения главы муниципального образования, которое должно базироваться на внутреннем нормативном акте либо ссылаться на документ, принятый субъектом РФ», — напомнил Антон Глушков.
Он добавил, что 31 августа Минстрой России совместно с Главгосэкспертизой и НОСТРОЙ провели разъяснительный семинар по принятым документам и при запросе от строительного сообщества будет организовано дополнительное мероприятие.
По словам заместителя главы Минстроя России Сергея Музыченко, ведомством подготовлен пакет поправок в постановление Правительства РФ №1315, касающихся обеспечения возможности корректировки цены незакрытых контрактов по принятым после 1 января 2021 года объемам работ.
Роль Комитета НОСТРОЙ по развитию строительной отрасли и контрактной системе в принятии прорывного решения, а именно появления федеральных нормативных актов, отметил его председатель Эдуард Дадов. Он подчеркнул, что члены Комитета подготовили предложения, которые были учтены при разработке документов.
«В результате, произошло то, что даст толчок дальнейшему развитию строительного комплекса. Это очень важно. Кроме того, Минстрой рассказал о том, какие еще подзаконные акты готовятся сегодня. Со стороны Комитета будут приложены усилия по мониторингу и предоставлению всей необходимой информации о ситуации в строительной отрасли», — подчеркнул Эдуард Дадов.
На мерах государственной поддержки строителей в условиях галопирующего роста цен на ресурсы и других путях решения проблем, с которыми сталкиваются компании, подробно остановился директор Департамента ценообразования в строительстве нацобъединения Павел Малахов. Он уточнил, что на сегодняшний день локальные нормативные правовые акты о мерах по реализации постановления Правительства РФ №1315 приняты в 32 субъектах РФ, а за принятие законопроекта по внесению изменений в 44-ФЗ высказались уже 43 региона.
Павел Малахов также отметил, что 57 регионов получили индексы изменения сметной стоимости строительства на третий квартал 2021 года и что субъекты РФ поэтапно переходят на индексы изменения сметной стоимости строительства по статьям затрат – на сегодня переход выполнили 55 субъектов РФ.
Кроме того, он привел сравнение установленной зарплаты труда рабочего с показателем зарплаты по данным Росстата. В 13 субъектах установленная зарплата рабочего на стройплощадке ниже, чем по официальным статистическим данным. Для актуализации нормативных расценок оплаты труда в этих регионах НОСТРОЙ готов предложить воспользоваться системой пересмотра зарплат по аналогии с пилотными проектами в Кемеровской и Новосибирской областях, где в результате проведенной работы уровень фактической зарплаты и рассчитанной по смете если не сравнялся, то стал значительно ближе к равнозначным показателям.
Кроме того, в рамках круглого стола была рассмотрена практика региональной работы по изменению цены контракта со всеми участниками процесса: региональный орган власти, ответственный за строительство, субьектовая экспертиза и подрядчик. Сегодня у всех участников строительного процесса остались вопросы правоприменительной практики, поэтому заместителем министра строительства и ЖХХ РФ Сергеем Музыченко по предложению президента НОСТРОЙ было принято решение о проведении пилотного прохождения всего процесса изменения цены контракта строительной компанией при участии Минстроя России, Главгосэкспертизы и НОСТРОЙ. Предмет контракта — строительство кампуса одного из ведущих вузов страны. Результаты с примерами будут опубликованы для возможности тиражирования практики.
Участники круглого стола также обсудили существующие региональные практики изменения цены госконтракта. О ситуации в субъектах рассказали представители местных органов исполнительной власти, участники процесса реализации заказов по государственному и муниципальному контрактам, в том числе подрядных организаций. Они задали экспертам круглого стола актуальные вопросы, с которыми сталкиваются при исполнении контрактов, и получили разъяснения по ним.