Снижение числа ДТП сегодня – это одна из важных задач государства. Одним из способов борьбы с авариями является сокращение числа диагностических карт, выдаваемых пунктами техосмотра «формально», без проведения диагностики машины, часто даже без посещения автовладельцами пунктов техосмотра.
Поддельные, недействительные документы не только создают нагрузку на страхователей, вынужденных самостоятельно выявлять нелегитимные ДК, но и в целом, дисбалансируют систему безопасности транспорта и дорожного движения.
Ввиду этой проблемы, правительство РФ в последние годы серьезно подошло к реформе регулирования рынка ТО, чтобы снизить случаи мошенничества и добиться уменьшения «серого» сервисного сегмента. В августе 2020 года Правительство РФ утвердило положение о введении единой автоматизированной системы ТО (ЕАИСТО), направленное на модернизацию этой системы. Реализовать доработки в ЕАИСТО для МВД помогла команда «Программного Продукта».
Сама система предназначена для сбора, хранения и использования информации о результатах техосмотра и легальности выданных ДК. Через ЕАИСТО сервисные центры фиксируют результаты проведенного техосмотра транспорта, включая обязательные фотографии на линии проверки до и после диагностики.
Одним из ключевых нововведений, добавленных «Программным Продуктом» в ЕАИСТО, стало обеспечение загрузки фотографий транспорта с места проведения ТО вместе с геолокационными данными и датой совершения техосмотра.
Таким образом, в ЕАИСТО появилась возможность автоматизированного отслеживания и информирования сотрудников ГИБДД о расхождении предоставленной информации. Соотнося данные из фотографий с данными о том, где находится сервисный центр, ЕАИСТО в автоматическом режиме может понять, действительно ли фотография сделана в заявленном центре, и, если нет – не дать загрузить данные. Вдобавок, две фотографии автомобиля, спереди и сзади, вместе с госномером, также позволяют избавиться от поддельных загрузок со «случайными» фото машины.
Вторым важным моментом модернизации стало использование электронной цифровой подписи, которой специалист сервисного центра подтверждает действительность результатов ТО и выданных ДК. Кроме того, согласно новым правилам, техосмотр автобусов проводится по отдельной схеме — в присутствии сотрудника ГИБДД, и этот функционал отражен в ЕАИСТО.
«Поскольку автобусы – это общественный транспорт повышенной опасности, то очевидно, что требования к проверке технического состояния таких транспортных средств должно быть еще выше, чем для автомобилей. На практике это выражается в присутствии сотрудника ГИБДД в момент прохождения ТО, — поясняет заместитель генерального директора «Программного Продукта» Георгий Лагода. – Сейчас же ЕАИСТО позволяет инспекторам на месте подтверждать факт корректно проведенного техосмотра через планшеты и ноутбуки у инспекторов, в онлайн и с ЭЦП».
ЕАИСТО также была доработана с целью обеспечить удобный доступ специалистов ГИБДД к данным, дать им возможность фильтровать информацию по различным категориям. Таким образом, обнаружить следы мошенничества и отследить факты нарушений при проведении ТО и принять меры для их устранения специалистами станет легче.