Государственной Думой в окончательном, третьем, чтении в среду, 2 июня 2021 года, принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (законопроект № 957544-7), направленный на устранение проблем, связанных с установлением приаэродромных территорий. С текстом документа можно ознакомиться на официальном сайте Системы обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы.
Национальное объединение строителей в 2021 году приняло активное участие в обсуждении с профессиональным сообществом проблем, связанных с установлением приаэродромных территорий и осуществлением строительства вблизи аэродромов. В марте 2021 года Техническим Советом НОСТРОЙ утверждено заключение по выявлению проблематики строительства на приаэродромных территориях с учетом опыта субъектов Российской Федерации.
В принятом федеральном законе были учтены ключевые предложения НОСТРОЙ, касающиеся оптимизации порядка установления приаэродромных территорий.
Так, наиболее важным положением нового федерального закона является закрепление возможности устанавливать приаэродромные территории в «усеченном» составе – без седьмой подзоны, в которой вводятся ограничения на строительство жилья и социальной инфраструктуры.
Разногласия между федеральными и региональными органами власти по вопросу о границах седьмых подзон аэродромов в последние годы стали одной из основных причин неустановления приаэродромных территорий по правилам, закрепленным Федеральным законом от 01.07.2017 № 135-ФЗ.
В связи с отсутствием единой методики размер седьмой подзоны зачастую проектировался операторами аэродромов без учета интересов городского развития. Седьмая подзона в случае ее установления могла охватить значительную по площади территорию города, полностью заблокировав на ней строительство жилья и объектов социальной инфраструктуры.
Таким образом, риски блокировки градостроительной деятельности в седьмой подзоне привели к невозможости устанавливать приаэродромные территории в целом. Это, в свою очередь, вело к сохранению необходимости согласования строительства на прилегающей к аэродрому территории с уполномоченным органом (Росавиация) либо уполномоченной организаций (для аэродромов государственной и экспериментальной авиации).
Единственным выходом из этой ситуации было разрешить временно не устанавливать седьмую подзону до появления единой методики, которая позволила бы устанавливать седьмые подзоны по единым правилам.
На решение данной проблемы направлен принятый федеральный закон. Согласно его положениям седьмые подзоны существующих аэродромов могут не устанавливаться до 1 января 2025 года. До этого момента приаэродромная территория может включать в себя шесть подзон.
В отношении новых аэродромов седьмая подзона также может устанавливаться отдельно от всей приаэродромной территории в случае, если федеральные и региональные органы государственной власти так и не смогут договориться о том, как должны проходить границы седьмой подзоны.
В этом случае седьмая подзона должна быть установлена в течение одного года со дня установления приаэродромной территории. Решение об установлении отдельной подзоны в этом случае принимает Роспотребнадзор.
На Роспотребнадзор также возложена обязанность утвердить методику установления седьмой подзоны. Данная методика позволит устанавливать седьмые подзоны приаэродромных территорий единообразно и прозрачно.
Таким образом, согласно принятому федеральному закону разногласия по границам седьмой подзоны больше не смогут быть препятствием для установления приаэродромных территорий. Это позволит завершить процесс формирования приаэродромных территорий, что повысит правовую определенность и снизит количество административных барьеров в строительстве, поскольку после установления приаэродромных территорий в составе первой-шестой подзон застройщикам не потребуется получать дополнительные согласования от органов (организаций) в сфере авиации.
Ограничения, обеспечивающие безопасность полетов, должны будут учитываться застройщиками при разработке проектной документации.
Федеральным законом также определено, что ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости в седьмой подзоне приаэродромной территории не применяются в отношении объектов, права на которые возникли до дня установления седьмой подзоны. Такие ограничения, кроме того, не применяются в отношении объектов, разрешение на строительство которых получено до установления седьмой подзоны.
Одновременно закон устанавливает положения об «амнистии» для «бытовой» недвижимости, расположенной на приаэродромной территории, – индивидуальных домов, гаражей. Если такие объекты были созданы до установления приаэродромной территории и не соответствуют установленным ограничениям, они не подлежат сносу при условии, что не являются самовольными постройками.
Федеральный закон направлен для рассмотрения в Совет Федерации.