VI Международная конференция «Арктика: шельфовые проекты и устойчивое развитие регионов» («Арктика-2021») открылась в Москве 3 марта 2021 года. В конференции принимает участие Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ).
В течение двух дней на площадке ТПП РФ будут обсуждаться актуальные вопросы социально-экономического развития Арктической зоны РФ, создания условий для привлечения инвестиций в регион и развития предпринимательской активности, а также проблемы энергетической безопасности арктического региона, развитие цифровизации и транспортной инфраструктуры.
Координатор НОСТРОЙ по Дальневосточному федеральному округу, генеральный директор Ассоциации СРО «Союз строителей Якутии» Айхал Габышев в ходе круглого стола «Комфортная городская среда в условиях Крайнего Севера и Заполярья» отметил, что строительству в Арктике нужен новый импульс.
«Развитие арктических территорий является приоритетом государственной политики в ближайшие годы. Главная задача, которая поставлена Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации на период до 2035 года – предотвратить отток населения и довести ключевые показатели уровня жизни людей в арктической зоне до уровня среднероссийских», – подчеркнул Айхал Габышев.
В целом, отметил спикер, на территории Крайнего Севера проживает 9,9 млн человек, в Арктической зоне – 2,3 млн человек. И численность населения в Арктической зоне, которая составляет 13,6% от всей территории России, постоянно сокращается, особенно в Якутии (с 1990 года сократилось почти в 2 раза) и на Чукотке (сокращение более чем в 3 раза).
Координатор НОСТРОЙ по ДФО отметил, что после распада Советского Союза практически не строилось ни социальных, ни жилых объектов, и в таких условиях строительная отрасль в Арктике пришла в упадок. Сейчас жилищное строительство осуществляется в небольших размерах. При этом доля аварийного жилья в Арктической зоне выше общероссийской, констатировал Айхал Габышев.
Среди сложностей строительства в условиях Крайнего Севера и Заполярья докладчик назвал обеспечение завоза стройматериалов – доля транспортных издержек в стоимости конечного продукта в разы превышает среднероссийский уровень, доходя до 40-70%, а стоимость завозимой продукции может быть выше 80%. Отсутствие круглогодичных дорог и короткие сроки навигации сказываются на увеличении запасов товарно-материальных ценностей. Все это приводит к существенному удорожанию строительства. Кроме того, предпринимателям в районах Крайнего Севера сложно конкурировать на торгах с теми, кто зарегистрирован в других регионах, – для придания нового импульса строительству необходимо предоставить преференции для строительных организаций, зарегистрированных в арктических территориях.
Кроме того, подчеркнул Айхал Габышев, нужны новые стандарты по строительству и эксплуатации зданий и сооружений в Арктической зоне, так как разрушение почв из-за таяния вечной мерзлоты становится одной из масштабных угроз. Необходим постоянный мониторинг состояния вечной мерзлоты. Обязательной должна стать процедура наблюдения за состоянием зданий и сооружений, стоящих на вечномерзлых грунтах – сегодня в РФ это носит только добровольный характер.
В заключение своего выступления Айхал Габышев озвучил предложения по поддержке арктической строительной отрасли и приданию ей нового импульса и попросил включить их в резолюцию круглого стола.
Модератор мероприятия – депутат Государственной Думы от Мурманской области Алексей Веллер – поблагодарил НОСТРОЙ за внесенные конкретные предложения.