Качество новостроек. Президент НОСТРОЙ Антон Глушков в эфире программы «Утро России», телеканала Россия-1

Больше половины, возведенных в России в прошлом году домов, строили с использованием эскроу-счетов. Деньги дольщиков они, конечно, защитили, но не обеспечили должного качества новостроек. Идея о дополнительном контроле вряд ли обрадует строителей. С другой стороны, чего бояться тем, кто готов строить качественно. Разговор о качестве новостроек продолжим с экспертом. В студии член Общественного совета при Минстрое России, президент Национального объединения строителей Антон Глушков.

- Антон  Николаевич доброе утро. Если  качество новостроек оставляет  желать лучшего, могут ли дольщики  как-то повлиять на ход строительства  и заставить застройщика исправить  недоделки до момента сдачи  дома? Или только от госстроя надзор, и через них на всех объектах жилищного строительства присутствует государство?

- Надзор – это  постоянный контроль со стороны  государственного надзорного органа  за тем, что объект, который строится  и возводится, строится в соответствии  с той проектной документацией, которая получила положительное  заключение экспертизы и получила  разрешение.

- Могут  возникать ситуации, которые были  в сюжете, когда сказано, что жильцам  чуть ли не за свой счет  или через суд приходится доказывать  каждую недоделку.

- В сюжете было предложено два варианта. Первое – это сомнение будущих собственников в качестве строящихся объектов. Но в данном случае было достаточно подробно рассказано о том, что, если что-то вызывает у них сомнения, то они, безусловно, могут обратиться в органы государственного строительного надзора, чтобы по их сомнениям была проведена проверка. Но, тем не менее, когда жилец получает свой объект долевого участия либо готовый объект, он принимает этот объект и имеет право не принять объект в случае выявления каких-то недостатков.

- Но как  мы разберемся в этом – мы  же не строители? Или нам надо  брать независимых экспертов?

- Сейчас на этом, наверное, отдельно стоит остановиться. Действительно, все чаще и чаще  существует практика приемки  объектов завершенного строительства, когда привлекается независимый  профессионал, который дает оценку  построенному объекту. Но тем не менее это не регламентированный процесс, который выстраивает отношения между покупателем и строительной компанией. Он порождает достаточно большое количество спекуляций в этом направлении. Мы очень часто ездим по городу (и видим объявления): «Взыщем с застройщика суммы за некачественное строительство». Это юристы предлагают свои услуги, фактически зарабатывая на этом, приобретая право представительства гражданина, который подписал уже акт приема-передачи, и дальше доказывают недостатки, пользуясь несовершенства нашего законодательства. Закон не разграничивает эти недостатки: существенные или несущественные. Условно: это царапины на линолеуме, которые можно заменить? Либо, как в сюжете, была показана невозможность эксплуатации лифта, которая, действительно, делает объект непригодным, – это существенный недостаток. Градации сейчас нет.

- Если  мы не рассматриваем потребительский  экстремизм – как вы сказали, это юристы… Но если человек не готов принять жилье в том качестве, которое сдается ему…

- Закон полностью  на его стороне. Он пишет протокол  разногласий, и застройщик должен  в разумный срок устранить  все эти недостатки

- Либо  вернуть стоимость?

- Да, вернуть или  уменьшить размер стоимости. Если  этого не происходит, то, соответственно, собственник будущий или инвестор вправе обратиться в суд. Но закон сейчас защищает интересы будущих собственников и исключает эту процедуру и дает возможность сразу обращаться в суд. И бо́льшая часть собственников не устраняет эти недостатки, а просто получает материальную выгоду за счет выплаты со стороны строительной компании в судебном порядке и, соответственно, живет с этим же поцарапанным линолеумом, но с дополнительными двадцатью тысячами рублей.

- Может  быть, это подстегнет застройщика  действовать более качественно?

- Это подстегивает  застройщика. И, если мы смотрим  всю Российскую Федерацию, качество  новостроек, качество удовлетворенности  – ВЦИОМ постоянно проводит (опрос) уровень удовлетворенности построенным  жильем – уровень удовлетворенности  качеством из года в год, действительно, объективно на 5-6% повышается.

- Спасибо  большое. На наши вопросы отвечал  член Общественного совета при  Минстрое, президент Национального  объединения строителей Антон  Глушков.

- Спасибо.

Другие пресс-релизы