Больше половины, возведенных в России в прошлом году домов, строили с использованием эскроу-счетов. Деньги дольщиков они, конечно, защитили, но не обеспечили должного качества новостроек. Идея о дополнительном контроле вряд ли обрадует строителей. С другой стороны, чего бояться тем, кто готов строить качественно. Разговор о качестве новостроек продолжим с экспертом. В студии член Общественного совета при Минстрое России, президент Национального объединения строителей Антон Глушков.
- Антон Николаевич доброе утро. Если качество новостроек оставляет желать лучшего, могут ли дольщики как-то повлиять на ход строительства и заставить застройщика исправить недоделки до момента сдачи дома? Или только от госстроя надзор, и через них на всех объектах жилищного строительства присутствует государство?
- Надзор – это постоянный контроль со стороны государственного надзорного органа за тем, что объект, который строится и возводится, строится в соответствии с той проектной документацией, которая получила положительное заключение экспертизы и получила разрешение.
- Могут возникать ситуации, которые были в сюжете, когда сказано, что жильцам чуть ли не за свой счет или через суд приходится доказывать каждую недоделку.
- В сюжете было предложено два варианта. Первое – это сомнение будущих собственников в качестве строящихся объектов. Но в данном случае было достаточно подробно рассказано о том, что, если что-то вызывает у них сомнения, то они, безусловно, могут обратиться в органы государственного строительного надзора, чтобы по их сомнениям была проведена проверка. Но, тем не менее, когда жилец получает свой объект долевого участия либо готовый объект, он принимает этот объект и имеет право не принять объект в случае выявления каких-то недостатков.
- Но как мы разберемся в этом – мы же не строители? Или нам надо брать независимых экспертов?
- Сейчас на этом, наверное, отдельно стоит остановиться. Действительно, все чаще и чаще существует практика приемки объектов завершенного строительства, когда привлекается независимый профессионал, который дает оценку построенному объекту. Но тем не менее это не регламентированный процесс, который выстраивает отношения между покупателем и строительной компанией. Он порождает достаточно большое количество спекуляций в этом направлении. Мы очень часто ездим по городу (и видим объявления): «Взыщем с застройщика суммы за некачественное строительство». Это юристы предлагают свои услуги, фактически зарабатывая на этом, приобретая право представительства гражданина, который подписал уже акт приема-передачи, и дальше доказывают недостатки, пользуясь несовершенства нашего законодательства. Закон не разграничивает эти недостатки: существенные или несущественные. Условно: это царапины на линолеуме, которые можно заменить? Либо, как в сюжете, была показана невозможность эксплуатации лифта, которая, действительно, делает объект непригодным, – это существенный недостаток. Градации сейчас нет.
- Если мы не рассматриваем потребительский экстремизм – как вы сказали, это юристы… Но если человек не готов принять жилье в том качестве, которое сдается ему…
- Закон полностью на его стороне. Он пишет протокол разногласий, и застройщик должен в разумный срок устранить все эти недостатки
- Либо вернуть стоимость?
- Да, вернуть или уменьшить размер стоимости. Если этого не происходит, то, соответственно, собственник будущий или инвестор вправе обратиться в суд. Но закон сейчас защищает интересы будущих собственников и исключает эту процедуру и дает возможность сразу обращаться в суд. И бо́льшая часть собственников не устраняет эти недостатки, а просто получает материальную выгоду за счет выплаты со стороны строительной компании в судебном порядке и, соответственно, живет с этим же поцарапанным линолеумом, но с дополнительными двадцатью тысячами рублей.
- Может быть, это подстегнет застройщика действовать более качественно?
- Это подстегивает застройщика. И, если мы смотрим всю Российскую Федерацию, качество новостроек, качество удовлетворенности – ВЦИОМ постоянно проводит (опрос) уровень удовлетворенности построенным жильем – уровень удовлетворенности качеством из года в год, действительно, объективно на 5-6% повышается.
- Спасибо большое. На наши вопросы отвечал член Общественного совета при Минстрое, президент Национального объединения строителей Антон Глушков.
- Спасибо.