14 декабря 2020 года состоялся круглый стол Комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ, строительству и дорогам по теме определения начальной максимальной цены контрактов в рамках 44-ФЗ в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территорий в части обеспечения госгарантий и компенсаций работникам отрасли.
Как отметила в начале мероприятия Светлана Разворотнева, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ, строительству и дорогам, проблемы, обсуждаемые в ходе совещания вопросы касаются не только работы в рамках госконтрактов по 44-ФЗ, но и развития малонаселенных северных территорий, экономики и предпринимательской деятельности в регионах Дальнего Востока и Крайнего Севера.
С докладом о предыстории и актуальных проблемах формирования и начисления «северных доплат» выступил генеральный директор Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский. Он акцентировал внимание на нехватке рабочих и специалистов на северных территориях и необходимости стимулировать развитие локального бизнеса, в том числе за счет определенных преференций. Валерий Мозолевский отметил, что сегодня госконтракты зачастую выигрывают компании «с материка», которые не выплачивают «северные» льготы и надбавки своему персоналу, за счет чего осуществляют демпинг. Он также предложил установить жесткий контроль за исполнением Федерального закона от 19.02.1993 №4520-1 и лишать подрядчиков, которые не выплатили северные надбавки и коэффициенты, этой части сметы строительства.
Исполнительный директор НОСТРОЙ Виктор Прядеин отметил, что любые предложения по доработке государственной контрактной системы в строительстве необходимо готовить с учетом уже проведенной реформы. В частности, по просьбе профессионального сообщества государство достаточно долго шло к «смете контракта», которая в текущем году получила свою реализацию в приказе Минстроя России от 23 декабря 2019 г. № 841/пр. Смета контракта предполагает перераспределение и укрупнение стоимости строительных работ по элементам конструкций, этапам выполнения работ. Это позволяет заказчикам и контрольным органам не исследовать цену каждого в отдельности приобретенного ресурса при подписании актов, а подрядчикам предоставляет право оставлять у себя экономию, возникающую от более оптимальной организации работ. С учетом изложенного, наряду с инициативами Валерия Мозолевского, Виктор Прядеин предложил также включать в тексты государственных и муниципальных строительных контрактов требования к приезжим подрядчикам по регистрации обособленных подразделений в месте проведения работ и трудоустройстве в них всех работников, занятых на исполнении контрактов. Это позволит уравнять условия по выплатам северных надбавок для всех участников конкурентных процедур.
При этом, по словам Виктора Прядеина, необходимо предусмотреть, чтобы договоры ГПХ не использовались в подобного рода контрактах, потому что они позволяют работодателю избежать уплаты «северных» льгот.
«Но все-таки главный вопрос – как сделать так, чтобы средства, выделенные на строительство объектов, с учетом всех надбавок и коэффициентов, оставались в регионе», – добавил исполнительный директор НОСТРОЙ.
На сегодняшний день преференции для местных компаний, работающих по госконтрактам в сфере строительства, законодательно не предусмотрены, несмотря на специфику и сложность работы в северных районах. Одним из инструментов развития в этом направлении могла бы стать система рейтингования, разрабатываемая Минстроем России совместно с Минтрансом России, в которой для местных подрядчиков будут предусмотрены повышающие коэффициенты. Таким образом, региональные подрядные организации получат преимущество на торгах. Указанное предложение было включено в резолюцию одного из Всероссийских съездов строительных СРО.
Михаил Охлопков, председатель КС «Союза строителей Якутии» поделился опытом Канады, где также есть северные территории и указанная проблема уже давно решена.
Участники мероприятия согласились с необходимостью создания рабочей группы для выработки предложений, позволяющих гарантировать выплаты северных надбавок работникам строительных компаний, а также предложений по выравниванию условий конкуренции для региональных подрядчиков и приезжих компаний.
В завершение мероприятия директор Департамента ценообразования и градостроительного зонирования Минстроя России Ирина Тютьмина рассказала о мероприятиях, которые предпринимает Минстрой России в части учета надбавок в районах Крайнего Севера при формировании сметных цен, а также транспортную составляющую по доставке материалов, техники и персонала. Вопрос заработной платы и надбавок решается на уровне самих субъектов РФ, которые ежегодно утверждают заработную плату рабочего 1 разряда. В частности, по некоторым субъектам Дальневосточного и Сибирского федеральных округов установлены отдельные ценовые зоны, позволяющие учесть разную стоимость строительных ресурсов и оплаты труда.
Работа над данной проблематикой будет продолжена на базе рабочей группы, в которую вошли представители НОСТРОЙ.