10 сентября 2020 года в рамках деловой программы XIX Всероссийского съезда строительных СРО НОСТРОЙ совместно с Минстроем России провели круглый стол «Совершенствование закупок в строительстве».
Модератором круглого стола выступил вице-президент НОСТРОЙ, вице-президент СПб ТПП, член Совета НОПРИЗ Антон Мороз. В начале своего выступления он подчеркнул, что представители строительного комплекса страны, органов власти и общественных организаций наконец, впервые за четыре месяца встретились в Петербурге «лицом к лицу», чтобы обсудить актуальные для отрасли вопросы и выработать правильные решения.
Он отметил, что совершенствование закупок в строительстве – одна из ключевых задач, которая стоит сегодня перед профессиональным сообществом.
«Многие конкурсные процедуры признаются несостоявшимися, потому что застройщики отказываются работать при тех ценах и нормативах, по которым проводятся закупки. Между тем, государство – один из основных заказчиков отрасли, и от системы закупок, в том числе, зависит, как будут чувствовать себя компании строительного комплекса», – прокомментировал Антон Мороз.
Особенно, по мнению вице-президента НОСТРОЙ, это актуально в условиях сложившейся в связи с пандемией ситуации на рынке.
«За последние 15 лет российское законодательство в области государственных закупок трансформировалось несколько раз. Однако практика осуществления закупок строительных работ все еще не позволяет сделать вывод о том, что все наболевшие вопросы решены», – констатировал он.
На цели госзакупок в разных странах отводится от 15 до 50% бюджетных средств. Здесь наблюдается следующая закономерность: чем ниже уровень рыночных отношений в стране и выше социальная направленность ее экономики, тем такие расходы больше. При этом, во всех случаях масштабность госзакупок сохраняется, что придает первостепенное значение их бюджетной эффективности независимо от страновой принадлежности. Безальтернативным решением является организация закупок на основе конкурсных торгов. И одного только обращения к этой форме размещения заказа недостаточно, так как помимо максимизации числа претендентов на получение заказа требуется создать для них равные условия конкуренции.
Сфера госзакупок продукции стройкомплекса всегда вызывала общественный интерес и пользовалась особенным вниманием законодателей и регулирующих органов. Этому способствует в первую очередь то, что государство является заказчиком строительства большей части социально-значимых и инфраструктурных проектов.
При всей прозрачности и системности госзакупок у строительного сообщества остается много вопросов к практическому применению этой системы, условиям участия в закупках, условиям исполнения контракта, оплаты таких работ. И в рамках обсуждения государственных закупок нельзя обходить вопросы отношений СРО и ее членов, поскольку СРО несет ответственность за действия своих членов.
Антон Мороз заверил, что НОСТРОЙ, являясь представителем практически всего строительного комплекса России, пристально следит за ситуацией в сфере закупок. В частности, нацобъединение участвует в экспертных советах, комиссиях, разрабатывает со своей стороны предложения и направляет их в компетентные органы для реализации законотворческих инициатив сообщества.
В завершение своей речи он обратился к участникам с призывом обсудить сегодня основные проблемы и постараться выработать решения, которые способны ответить вызовы, которые встают перед строительной отраслью в эти дни. Все предложения, которые войдут в резолюцию сегодняшнего круглого стола, будут переданы в Правительство РФ, заверил он.
С основным докладом о последних изменениях в законодательстве РФ о контрактной системе и законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц (по федеральным законам № 44-ФЗ и 223-ФЗ) по видеоконференцсвязи выступила Управляющий партнер Fortis Group, председатель Подкомитета по конкурентным процедурам в строительстве Комитета по развитию строительной отрасли и контрактной системе НОСТРОЙ Екатерина Лезина.
Она подчеркнула, что государство было, есть и будет основным заказчиком строительных работ, и развитие стройотрасли очень сильно зависит от развития закупочной системы. По ее словам, 2020 год был знаковым для отрасли с точки зрения развития закупочной системы. Самое революционное изменение в этой сфере – у заказчиков появилась возможность проведения конкурсов при размещении заказов и выборе подрядчика.
«Раньше был только аукцион, при котором единственным определяющим критерием является цена», – отметила Екатерина Лезина.
Кроме того, в текущем году были ужесточены антидемпинговые меры, появились новые возможности по изменению контрактов, и до 1 января 2020 года еще будет принят большой пакет поправок, упрощающих проведение закупок. Спикер затруднилась дать оценку, насколько все эти изменения смогут позитивно повлиять на развитие стройотрасли.
Практические вопросы осуществления закупок с позиции заказчика осветил Первый заместитель председателя Комитета по строительству Администрации Санкт-Петербурга Дмитрий Михайлов. В частности, он рассказал об опыте Петербурга в проведении закупок в сфере строительства. По его словам, объем закупок по этому направлению составляет 20-25 млрд рублей в год. Сильного замедления темпов строительства в городе в связи с пандемией не наблюдается, потому как ни одна стройка ни на один день в Санкт-Петербурге не остановилась, при этом были соблюдены все меры противоэпидемической безопасности и надлежащие требования к строительному процессу. Наоборот, эпидемиологическая ситуация подталкивает к строительству некоторых объектов опережающими темпами.
«Наша позиция заключается в том, что все бюджетные обязательства должны быть исполнены, в том числе ввод социально значимых объектов. Комитет берет на себя повышенные обязательства: некоторые объекты мы строим в рекордно короткие сроки. Поэтому все процедуры, связанные с закупками, должны быть максимально оптимизированы для этого», – подытожил он.
Директор Правового департамента Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Олег Сперанский в начале выступления отметил, что у строительной отрасли теперь есть мощный лоббист в лице НОСТРОЙ, действующий в русле тренда, заданного строительным блоком российского правительства, смысл которого заключается в необходимости снижать административные барьеры для строителей.
«Нацобъединение проводит колоссальную работу, в частности, по формированию комфортных для бизнеса условий прохождения закупочных процедур. Так, разработанные при участии профсообщества и вступившие в силу изменения в 44-ФЗ теперь позволяют заказчику выбирать исполнителя, а не работать с кем получится», -– подчеркнул он.
Далее Олег Сперанский выделил перспективные векторы работы Минстроя, направленные на дальнейшее совершенствованию системы госзакупок в целом и на упрощение доступа членов СРО к проводимым аукционам или конкурсам, в частности. На фоне цифровизации всей отрасли рассматривается создание электронного учета обязательств СРО.
«Модель сейчас обсуждается с НОСТРОЙ и НОПРИЗ. Суть ее в том, что заказчик будет видеть, в каком СРО состоит претендент на контракт, соответствует ли он необходимым критериям. Это будет своего рода обратная связь с подрядчиками», – пояснил он.
Антон Мороз согласился с Олгеом Сперанским, отметив, что пока лучшие показатели по переходу на «цифру» у Петербурга и Москвы, но рано или поздно к этому придут все, и очень важно, что Минстрой и крупные подрядчики обращают на это внимание.
Также ведомство, по словам Олега Сперанского, изучает возможность отмены требования о банковской гарантии для подрядных организаций по госконтрактам стоимостью менее 60 млн рублей при строительных работах и до 25 млн рублей при проектировании. Эта мера может снизить расходы строительных компаний, а качество выполняемых работ по таким проектам будет гарантироваться компфондами СРО.
Помимо прочего, Минстрой обсуждает с профсообществом идею рейтингования подрядчиков, проектировщиков, изыскателей.
«Речь идет о рейтингах не принудительного, а информационного характера», – подчеркнул глава департамента.
Член Президиума СРО Ассоциация «Строители Крыма», директор ООО «ГАРАНТ-С» Антон Кузенский осветил практические вопросы применения и реализации положений Федерального закона от 01.04.2020 №98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Он выступил с конкретными предложениями к Минстрою: разработать типовые дополнительные соглашения к госконтрактам на продление сроков и методические рекомендации, так как заказчики на местах неохотно действуют в рамках этой методологии.
Руководитель управления аналитики и развития ООО «Британский Страховой Дом» Елена Булатникова рассказала об особенностях страхования рисков, связанных с неисполнением контрактов. По ее словам, хоть эта практика существует последние три года, массового распространения она пока не получила. Существует два стандарта: страхование риска ответственности перед заказчиком, который пока не так популярен, и более востребованное страхование финансовых рисков членов СРО. Булатникова отметила, что ряд страховых компаний использует комбинированное страхование, но превалирует все равно второй вид.
О проблематике проведения закупок строительных работ в городе федерального значения Севастополь поведал заместитель директора Дирекции по строительству Севастопольского государственного университета Денис Локоть. Среди основных проблем он назвал низкое качество проектной документации и длительные сроки ее разработки – влияющим фактором здесь является демпинг проектных организаций в городе; отсутствие в штате у организаций квалифицированного персонала; расценки на строительство, которые не учитывают логистическую составляющую, то есть тот факт, что подрядчикам приходится везти материалы с материка, а также сложности при получении банковских гарантий.
Советник Президента НОСТРОЙ Альберт Короленко рассказал о совершенствовании системы государственных закупок и озвучил предложения строительного сообщества. Так, по оценкам НОСТРОЙ, объем заключенных в 2019 году контрактов и договоров по всему комплексу работ и услуг, связанных со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и сносом составил 70%. Сейчас нацобъединение ведет активную работу по сбору предложений со стороны строительного сообщества, более 20 предложений уже находятся в стадии проработки и реализации, сообщил докладчик.
Важно, что пятерка предложений НОСТРОЙ вошла в Общенациональный план действий Правительства РФ. Это установление возможности применения рейтинга деловой репутации участников закупок или создание реестра квалифицированных поставщиков; усиление антидемпинговых мер в связи с изменением требований к обеспечению контракта; установление повышенных требований к участникам закупки на реализацию крупных строительных проектов стоимостью свыше 5 млрд рублей; исключение возможности участника закупки на строительство и реконструкцию подтвердить свой опыт реализованным контрактом на снос или капитальный ремонт; наделение заказчиков правом проводить конкурсы и аукционы на выполнение строительных работ.
Одной из инициатив нацобъединения по совершенствованию законодательства в сфере закупок является разработка методологии рейтингования на основе таких критериев, как уровень финансовой независимости организации, объем собственных оборотных средств, количество исполненных и проблемных государственных и муниципальных контрактов, объем спецтехники и механизмов организации и общая численность штата компании.
Среди тех предложений НОСТРОЙ, которые сейчас находятся на рассмотрении в Минстрое России, – прекращение права осуществления деятельности согласно ч.1 ст.55.8 ГрК РФ в день прекращения членства в СРО, отмена обеспечения исполнения контрактов для членов СРО, цена которых не превышает 60 млн рублей, а также отменяющие для членов СРО требование предоставления обеспечения гарантийных обязательств, уменьшение суммы ущерба, неустойки, штрафов, пени на сумму взыскания по банковской гарантии при привлечении к субсидиарной ответственности СРО.
Что касается права проведения конкурсов и изменения обязательных условий договоров строительного подряда, то здесь НОСТРОЙ предлагает установить преимущество региональных подрядчиков на контракты ценой не более 60 млн рублей, изменить обязательные условия договоров строительного подряда, сократить срок приемки работ и срок оплаты выполненных работ заказчиком до 10 дней, установить обязательное авансирование в размере от 20 до 50%.
Помимо прочего, акцентировал внимание Альберт Короленко, в настоящий момент обсуждаются предложения профсообщества, касающиеся совершенствования механизмов контроля членов СРО в части доступа к информации о заключенных договорах.
В завершение с докладом «Инновации в сфере малых закупок строительных товаров и услуг» выступил директор по развитию УЭТП ESTP.RU Анатолий Король. Он представил Электронный магазин строительных услуг. Основные идеи сервиса заключаются в том, чтобы обеспечить максимально низкое ценовое предложение за счет привлечения небольших компаний в качестве исполнителей, сформировать базу поставщиков товаров и услуг по утвержденному классификатору, внедрить систему «быстрой» закупки, а также сформировать аналитику по единичным расценкам за предоставляемые услуги и товары.
Подводя итог круглого стола и резюмируя все вышесказанное, Антон Мороз от лица экспертного сообщества выразил надежду на то, что законодатель прислушается к практикам и урегулирует соответствующими нормативно-правовыми актами все имеющиеся проблемные моменты, чтобы безусловно правильная идея с переводом закупок строительных работ на электронные конкурсы была доведена до процедурно безопасного и результативного механизма закупки.
Олег Сперанский в свою очередь заключил, что все сказанное будет отличным потенциалом для дальнейшей работы в этом направлении.
Материалы круглого стола:
Видеотрансляция круглого стола «Совершенствование закупок в строительстве» доступна здесь и на YouTube-канале НОСТРОЙ