10 августа 2020 года в Севастополе в конференц-зале «Адмирал» гостиницы «Севастополь» по инициативе и при поддержке Ассоциации «СТРОИТЕЛИ КРЫМА» состоялось расширенное совещание на тему «Практика внедрения проектного финансирования и исполнения государственных контрактов в условиях реализации мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции. Проблемные вопросы при выделении и приобретении земельных участков для строительства». К участию в обсуждении наиболее актуальных для строительных организаций Республики Крым вопросов были приглашены члены Экспертного совета НОСТРОЙ, представители Законодательного Собрания города Севастополя, Департамента капитального строительства города Севастополя, ГАУ «Государственная экспертиза города Севастополя», союза «Севастопольская торгово-промышленная палата», Севастопольского регионального отделения «ОПОРА РОССИИ», а также местных строительных организаций.
С приветственным словом к присутствующим обратился Вице-спикер Законодательного Собрания города Севастополя Илья Журавлёв. Несмотря на высокую занятость, кандидат в губернаторы Севастополя нашёл время для участия в мероприятии, поскольку проблемы и вопросы, предложенные к совместному обсуждению, как никогда актуальны в условиях снятия ограничительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Председатель Экспертного совета НОСТРОЙ Алексей Белоусов доложил о практике и трудностях проектного финансирования жилищного строительства. Говоря о примере Санкт-Петербурга, докладчик отметил, что по объёмам проектного финансирования Санкт-Петербург уступает не только Москве и Московской области, но и Тюмени, Чувашии, Ростову, Свердловской и Нижегородской областям. По итогам первого полугодия 2020 года петербургские девелоперы открыли продажи в 31 жилом комплексе общей жилой площадью 755 тысяч квадратных метров. Из них доля объектов с применением эскроу-счетов оказалось порядка 50%. Такая ситуация сложилась по ряду причин, которые можно считать общими для всех регионов, в том числе вследствие отсутствия единых требований к составу и содержанию пакета документов, предоставляемых застройщиком, к срокам предоставления документации, к срокам рассмотрения банком заявки на предоставление проектного финансирования.
В ходе обсуждения вопроса Председатель Севастопольского регионального отделения «ОПОРА РОССИИ» Илья Пестерников отметил, что на территории Крыма особенно актуальна проблема отсутствия в достаточном количестве кредитных организаций, осуществляющих проектное финансирование застройщиков, а также специальных банковских продуктов для застройщиков. Начальник Управления контроля и развития делового строительства Департамента капитального строительства города Севастополя Андрей Соломахин также обратил внимание на необходимость проработки вопроса создания регионального фонда защиты прав граждан на территории г. Севастополя с целью ввода в эксплуатацию неоконченных строительством многоквартирных жилых домов, строительство которых начато до 2014 года, с включением их в Единый реестр проблемных объектов.
Тему проектного финансирования продолжил член Экспертного совета НОСТРОЙ Максим Федорченко. В своём докладе он отметил, что на практике банки предъявляют к застройщикам многочисленные дополнительные требования и устанавливают обременительные условия, в числе которых: требование поручительства личным имуществом, взимание за незначительные нарушения различных комиссий, штрафов, пеней, навязывание дополнительных услуг (страхование, открытие счетов и т.п.), запрет на досрочное погашение кредита, возможность произвольной остановки финансирования банком. Докладчик также отметил, что немаловажным фактором риска при работе застройщиков в новых условиях являются нерешённые вопросы налогообложения.
Заместитель Председателя Экспертного совета НОСТРОЙ Леонид Бандорин осветил основные проблемные вопросы при выделении и приобретении земельных участков для строительства. Докладчик отметил неоспоримую значимость прозрачности процедур оформления земельных участков для реализации инвестиционно-строительных проектов, поскольку подавляющее большинство земельных участков в России находится в публичной собственности. Сообщил, что в Севастополе на текущий момент нет утверждённого генплана и правил землепользования и застройки, что, с одной стороны, обуславливает определённую свободу в выборе параметров застройки, однако, с другой стороны, делает невозможным перевод земель из одной категории в другую. Отвечая на вопрос Андрея Соломахина, докладчик также пояснил о возможных способах и механизмах оформления права собственности на объект незавершённого строительства, расположенный в Севастополе, для целей его достройки, приведя примеры из практики других регионов Российской Федерации.
Член Экспертного совета НОСТРОЙ, советник директора ФАУ «РосКапСтрой» Ирина Кузьма доложила об инструментах контроля за реализацией инфраструктурных проектов в условиях цифровой трансформации. Задача повышения уровня цифровизации строительной отрасли и прямого контроля была поставлена на самом высоком уровне. Успешная реализация поставленной задачи позволит сформировать систему управления жизненным циклом объектов капитального строительства, перейти на качественно и технологически новый уровень организации взаимодействия участников инвестиционно-строительной деятельности, оптимизировать количество и сроки прохождения административных процедур, а также создать эффективную государственную информационную систему обеспечения градостроительной деятельности Российской Федерации. На примере информационно-аналитической системы «Мониторинг», разработанной ФАУ «РосКапСтрой», Ирина Кузьма продемонстрировала возможности аккумулирования и последующего анализа общей информации по объекту, начиная от графика производства работ и заканчивая закрывающими документами и проведением строительного контроля.
Член Экспертного совета НОСТРОЙ Антон Кузенский, будучи президентом Ассоциации «СТРОИТЕЛИ КРЫМА», отстаивающей интересы строительных компаний сразу двух субъектов Российской Федерации – Республики Крым и города федерального значения Севастополь, обратил внимание на существующие в регионе проблемы в области контрактной системы: отсутствие единообразия в механизмах проведения процедур, отсутствие предквалификационного отбора, небольшое количество контрактов, заключаемых по единому поставщику. Антон Кузенский отметил необходимость разработки и внедрения предквалификационного отбора подрядных организаций с обязательным привлечением саморегулируемых организаций к такому отбору. В дискуссии принял участие член Экспертного совета НОСТРОЙ Антон Забелин, который дополнил доклад информацией об изменениях в критериях оценки участников госзакупок, в том числе о соотношении ценовых критериев и оценки деловой репутации, а также проинформировал присутствующих о новеллах законодательства. Так, с 4 апреля 2020 года действуют новые части 66 и 67 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», согласно которым для госзакупок в Крыму установлен особый порядок определения поставщика. В частности, до 31 декабря 2022 года в случае закупки оборудования и техники, работ по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту, сносу объектов капитального строительства (включая автомобильные дороги), работ по сохранению объектов культурного наследия народов Российской Федерации, работ по благоустройству территорий заказчики Республики Крым и города Севастополя вправе осуществлять закупки в соответствии с Законом № 44-ФЗ либо выбирать способ определения поставщика в порядке, который согласован с Минфином России и установлен нормативными правовыми актами соответственно Республики Крым и города Севастополя.
Член Экспертного совета, директор Департамента ценообразования НОСТРОЙ Павел Малахов доложил о важном для строительных организаций документе — Методике определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, куда благодаря стараниям строительного сообщества вошли затраты на страхование и банковские гарантии. Кроме того, буквально недавно была принята Методика составления «сметы контракта», утверждённая приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр. Методика устанавливает, что сметная документация в классическом понимании необходима только для определения начальной (максимальной) цены контракта, далее между подрядчиком и заказчиком вступает в силу так называемая упрощённая форма приёмки работ, не требующая составления КС-2 и КС-3. Павел Малахов отметил необходимость дальнейшего развития указанного направления в нормативном правовом регулировании, поскольку не все регуляторы и контролирующие органы внедрили в свою работу принятые изменения.
Участники совещания, отметив необходимость укрепления «регулятивного моста» между Республикой Крым и законодательством Российской Федерации, гармонизации существующего регулирования при одновременном учёте особенностей и проблем региона, приняли решение о подготовке Резолюции совещания для последующего направления в адрес Минстроя России и отстаивания интересов этих стратегически важных субъектов Федерации на площадке Национального объединения строителей.