Заместитель генерального директора компании «Программный Продукт» Дмитрий Чурсин рассказал изданию Cnews о новых возможностях для пассажиров электричек, билетной системе нового поколения и о том, какими будут такие системы в будущем.
Какое участие в модернизации системы продаж ЦППК принял «Программный Продукт»?
Дмитрий Чурсин: «Программный Продукт» разработал ПО новой билетной системы Центральной Пригородной Пассажирской Компании (ЦППК). ЦППК знакома всем, кто пользовался пригородными электричками. Ежедневно компания перевозит в среднем около 1,6 миллиона пассажиров в 11 регионах России, включая Москву и Московскую область. Билетная система обеспечивает продажу и контроль билетов, что составляет несколько миллионов транзакций в день.
Билетная система для пассажира начинается с устройств на станциях и в поездах. Это билето-печатающие автоматы, турникеты, кассы, терминалы контролера и другие устройства, в общей сложности 12 различных типов. Программное обеспечение для их работы разработано «Программным Продуктом», а поставкой и монтажом занимались вендоры и подрядные организации ЦППК. Также «Программным продуктом» разработано ПО для центра обработки данных, который состоит из 19 подсистем и располагается на инфраструктуре ЦППК.
Система продаж, действовавшая в ЦППК на момент старта проекта, была спроектирована и разработана более 10 лет назад и требовала технической модернизации. ЦППК искал подрядчика, который смог бы за 2–3 года разработать новое программное обеспечение для билетной системы, совместно с вендорами оборудования спроектировать и испытать новые аппаратные устройства, обеспечить ЦППК поддержку при внедрении решения на весь полигон (под этим термином понимаются 1440 остановочных пунктов, между которыми ЦППК осуществляет перевозку).
К выполнению задачи приступил «Программный Продукт»: в команду проекта вошли десятки специалистов – бизнес-аналитики, архитекторы, разработчики, инженеры, тестировщики, менеджеры, в Москве и региональных офисах разработки и тестирования. Задача, поставленная ЦППК, была выполнена. Решение испытано на Павелецком направлении в 2017 году, в конце того же года началось внедрение системы на весь полигон. В начале 2018 года новая билетная система была внедрена на всем полигоне, эксплуатацию и поддержку ЦППК. «Программный Продукт» обеспечивает гарантийное сопровождение, а также совместно с заказчиком работает в области развития системы.
Какие процессы автоматизирует билетная система?
Дмитрий Чурсин: Проще всего объяснить это на примере действий обычного пассажира. В первую очередь ему необходимо узнать расписание движения поездов и стоимость проезда. Сделать это можно с помощью мобильного приложения ЦППК, получающего данные из билетной системы, а также на станциях.
Затем пассажиру необходимо приобрести билет. Сделать это можно на станции (в скором будущем – и через мобильное приложение), а также в поезде у контролера.
Большинство крупных станций оборудовано кассами, а также билето-печатающими автоматами. Оплату можно произвести наличными или банковской картой. Также можно пополнить баланс «Тройки», «Стрелки», приобрести билеты на автобусы ЦППК и билеты «Мосгортранса».
Есть станции, где в силу небольшого пассажиропотока нет смысла устанавливать кассу или автомат. Для пассажиров, следующих с этих станций, предусмотрены специальные устройства – терминалы предварительной продажи проездных документов (ТППД): пассажир нажимает кнопку и получает талон с кодом, с помощью которого в дальнейшем может приобрести билет по номинальной стоимости (у контролера в поезде или в билето-печатающем автомате на выходе с платформы назначения).
Разовые билеты печатаются на специальной бумажной ленте, абонементы и разовые билеты записываются на различные типы пластиковых карт. Билетная система ЦППК поддерживает карты «Тройка», «Стрелка» и кобрендинговые («Тройка-Стрелка», «Стрелка-Тройка» и другие), транспортные карты ЦППК, карты ЭТТ (сотрудников РЖД), СКМ (социальная карта Москвича), СКМО (социальная карта жителя Московской области), ИПК (карта студента) и другие. Московский транспортный узел, где ЦППК осуществляет перевозки, является крупнейшим в России с точки зрения набора карт, которые необходимо поддерживать.
В ЦППК используется различная система тарификации. В некоторых регионах это зональные тарифы, в других – километровые, в Москве – постоянная стоимость. Если маршрут пролегает по нескольким регионам, то стоимость билета является комбинированной. Билетная система позволяет ЦППК конструировать тарифы, создавая новые билетные продукты.
По типам билетов различаются разовые и абонементы, абонементы бывают на период и на количество поездок. В билете указан маршрут и период действия. Существуют билеты, включающие набор станций – например, специальный абонемент «Большая Москва». Отдельно оплачивается провоз велосипедов, багажа и животных, есть специальная карта провожающего (для входа и выхода через турникеты без поездки), трансфер на автобусе.
После приобретения билета пассажиру необходимо пройти через турникеты, если они есть на станции (турникетами охвачено более 80% пассажиропотока полигона ЦППК). Для определенных типов билетов (абонементов на количество поездок), нужно «открывать поездку» – на станциях, где турникеты есть, это происходит автоматически при проходе через турникет, где их нет – предусмотрены специальные устройства, валидатор/инфотерминалы, прикладывая карту к которым, пассажир записывает на нее информацию о начале поездки. На станции назначения, при наличии турникетов, осуществляется повторный контроль того, что билет действителен.
Проверкой билетов в поезде занимаются контролеры. Благодаря переносным терминалам, они могут также продавать билеты, в том числе с оплатой по банковским картам.
Проверка билетов на всем контролирующем оборудовании осуществляется не только на соответствие даты и маршрута следования. Существует система стоп-листов, в которую попадают утерянные или украденные карты (эти данные регулярно предоставляют организации-эмитенты карт), карты, по которым система выявила аномальные случаи проезда (например, одновременно по разным маршрутам) и так далее. За формирование стоп-листов отвечает ряд подсистем ЦОДа и служба безопасности компании.
Билетная система ЦППК действует не только в электричках, но и в определенных автобусах. Компания организовала сервис перевозок, позволяющий жителям отдаленных микрорайонов с комфортом добираться домой на трансферных автобусах от железнодорожных станций Домодедово и Пушкино. В таком автобусе действует билет, который можно приобрести совместно с билетом на поезд (или докупить к существующему). Билет записывается на карту «Тройка», «Стрелка», карты ЦППК на период и другие.
Информация обо всех продажах и контроле билетов отправляется в Центр обработки данных. ЦОД состоит из 19 подсистем, в том числе подсистем учета и анализа, управления справочной информацией, выгрузки данных, управления стоп-листами и анализа фактов мошенничества, агентских продаж, управления обновлением и мониторинга оборудования, и других.
Билетная система ЦППК интегрирована более чем с 10 внешними системами. В частности, это информационный обмен с организациями, предоставляющими возмещение за перевозку льготных категорий граждан (эмитенты социальных карт Москвы и Московской Области – МСР и ЦБДД МО), системы обслуживающие расчеты по катам «Тройка» (ПАК ЦОТТ Московского Метрополитена) и «Стрелка» (ЕТК), ГУП «Мосгортранс», и другие.
Спектр технологий, использованных в билетной системе ЦППК, достаточно широк. В качестве баз данных используются MS SQL и MongoDB. Терминал контролера работает под управлением ОС Android. На турникетах используется ОС Linux, терминалы предварительной продажи билетов работают под управлением Raspberry Pi. Общий объем исходного кода всей системы превышает миллион строк.
Какие интересные моменты проекта вы можете упомянуть?
Дмитрий Чурсин: В период внедрения системы на полигоне на турникетах поддерживался проход как по старым, так и по новым билетам. Для этого было разработано специальное электронное устройство (без вмешательства в ноу-хау старой системы), а впоследствии введен обмен белыми списками – выгрузка данных о проданных билетах из старой системы в новую.
Существенным условием разработки новой билетной системы являлось требование к автономной работе оборудования на станции без связи с другими станциями или ЦОДом до трех суток (из-за возможного форс-мажорного отсутствия связи). Бывали случаи, когда станция пропадала со связи из-за того, что экскаватор перерыл кабель, случаются перебои с электропитанием.
Для того, чтобы система была максимально независимой от наличия связи, все данные, необходимые для прохода, записаны в билете и подписаны ЭЦП. Билет, проданный в кассе или автомате, тут же может быть распознан на любом турникете полигона, вне зависимости от наличия связи. Оборудование на станциях накапливает данные о продажах и проходах и синхронизуется с ЦОДом при появлении связи. В качестве форс-мажорной, предусмотрена ручная возможность выгрузки и передачи данных на флеш-накопителях.
Система продаж находится на виду у миллионов пассажиров, среди которых встречаются и недобросовестные. Для того, чтобы минимизировать риски мошенничества со стороны таких граждан, в системе предусмотрена многоуровневая защита билетных носителей, информации в билете, каналов связи, доступа в ЦОД. Помимо системы стоп-листов носителей, в конечное оборудование поступает информация об оборудовании всего полигона, продающем билеты. Например, как только касса выводится из эксплуатации, все турникеты и другие устройства на полигоне будут об этом оповещены. Билеты, проданные на данной кассе после даты вывода из эксплуатации, перестают быть валидными, в то время как билеты, проданные ранее, например, абонементы на месяц, проходят до окончания их срока действия.
Бывали и курьезные случаи. Однажды довольно долго не удавалось установить причину нестабильного считывания штрих-кода с бумажного билета на турникете. Как в рассказах Джека Лондона, дело оказалось в лучах солнца, засвечивающих сканер утром в определенные часы. Решением стало создание защитного козырька для конкретных турникетов.
Еще один случай был связан с толщиной бумажной ленты. В какой-то момент, билетопечатающие автоматы начали массово зажевывать бумагу. Причину не удавалось установить до тех пор, пока не выяснилось, что на полигон поступила новая партия билетной ленты, которая оказалась тоньше предыдущих. Ролики в принтере зажимали ленту не так крепко, как раньше, что стало приводить к сдвигу бумаги в процессе печати. Сдвиг происходил не во всех случаях, поэтому воспроизвести ошибку в лаборатории долго не получалось. В результате наблюдений на станциях, установили, что спешащие на поезд пассажиры тянут банковский чек не строго перпендикулярно принтеру, а иногда в сторону, бумага при следующих продажах постепенно съезжает к краю принтера и заминается через некоторое время. Решением стала дополнительная «петля» при печати. Кончик чека выводится наружу из принтера, и зажимается выпускными роликами, внутри принтера печатается весь чек (при этом постепенно образуется «петля» из бумаги), а затем, когда чек готов и отрезан, выпускные ролики принтера разжимаются, и пассажир забирает чек, не создавая сдвиг бумаги даже на более тонкой ленте.
На этом примере хорошо иллюстрируется уровень погружения прикладного ПО, разработанного «Программным Продуктом», в оборудование – граница между ним и зоной ответственности производителя оборудования проходит на уровне драйвера аппаратного устройства, который получает от прикладного ПО управляющие команды. Билето-печатающий автомат состоит из более чем 700 деталей, разработанных несколькими различными производителями. Задача прикладного ПО в том, чтобы все эти компоненты работали как единое устройство.
Как происходила модернизация системы продаж?
Дмитрий Чурсин: Переходный период существования на полигоне старой и новой системы продлился около года, что обусловлено масштабами полигона и периодом опытной эксплуатации нового ПО. Пик модернизации пришелся на конец 2017 года.
Модернизация велась по направлениям – Павелецкое, затем Киевское и далее. Сначала на направлении модернизировались турникеты – для поддержки билетов обеих систем. Затем устройства продажи переводились на новую систему с заменой ПО и в ряде случаев с модернизацией компонент оборудования. Таким образом, турникеты пропускали старые и новые билеты, все разовые билеты уже были проданы в новой системе, а также большая часть абонементов. Внедрение билетной системы на всем полигоне завершилась в начале 2018 года.
В каком направлении будут развиваться билетные системы?
Дмитрий Чурсин: Билетные системы, используемые сегодня многими транспортными операторами в России, были спроектированы 10-15 лет назад и уже во многом исчерпали потенциал своего технологического развития. Создание новой билетной платформы для ЦППК потребовало времени, и сегодня можно сказать, что в России появилась билетная система нового поколения. Она позволит заказчику максимально использовать потенциал современных информационных технологий для обслуживания пассажиров.
В перспективе 3–5 лет мы видим развитие билетных систем в упрощении способов приобретения билетов и прохода через турникеты. Будет расти перечень единых билетов, действующих у нескольких транспортных операторов одновременно. Вырастет роль мобильных телефонов, которые постепенно будут вытеснять пластиковые карты. С помощью телефонов будут как приобретать билеты, так и проходить через устройства контроля. Получат массовое распространение технологии, благодаря которым можно проходить, не прикладывая карту или телефон к турникету и даже не доставая их из кармана. Со временем, контроль прохода и, возможно, продажи будут вестись с помощью системы распознавания лиц. Все эти ИТ-инновации повысят удобство и безопасность использования общественного транспорта, привнесут в нашу жизнь новый интересный опыт.