Панамские документы могут расширить санкционные списки против России – РБК
undefinedВ 2014 г. виолончелист Сергей Ролдугин избежал санкций. Участвовавшая в журналистском расследовании The Guardian предполагает, что банк «Россия» мог использовать это «как лазейку». Швейцарский юрист Андрес Баумгартнер помог открыть секретный счет в швейцарской «дочке» Газпромбанка для принадлежащего Ролдугину офшора International Media Overseas.
К обходу санкций против людей из окружения президента Владимира Путина могут иметь отношение миноритарный акционер банка «Россия» Сергей Ролдугин и бывшая кипрская «дочка» ВТБ - RCB Bank, следует из документов панамской юридической компании Mossack Fonseca. Это может дать повод к пересмотру и расширению санкционных списков, составленных OFAC (отвечающая за санкции структура минфина США), в отношении российских физических и юридических лиц. «Если мы фиксируем случаи нарушения санкций и у нас есть доказательства, чтобы построить юридическую базу, мы действуем в соответствии с интересами национальной безопасности и внешней политики Соединенных Штатов», - приводит РБК ответ представителя минфина США. Он пояснил, что американское правительство обращает внимание как на «публичные, так и не публичные» источники информации.
OFAC «очень озабочена проблемой обхода существующих санкций: если про какое-то лицо выясняется, что оно помогает обходить действующие санкции, OFAC может внести его в список SDN» (лица, чьи активы будут заблокированы), приводит издание слова специализирующегося на санкциях юриста американской Jacobson Burton Kelly PLLC Дуга Джейкобсона. Так список OFAC в июле и декабре 2015 г. пополнили Роман Ротенберг и структуры, связанные с Тимченко и братьями Ротенбергами. OFAC заподозрила их в содействии обходу санкций.
Крупнейший российский продавец телерекламы «Видео интернешнл» (Vi) и кипрский RCB Bank, на 46% принадлежащий ВТБ, также могут попасть под санкции. Необеспеченные и необоснованные с точки зрения бизнеса кредиты RCB Bank были одним из основных источников финансирования офшоров Ролдугина, утверждают участники расследования. Высокопоставленный источник The Guardian в Москве описывает RCB как «частный кошелек» представителей российской власти. В банке настаивают на том, что его действия законны.
В 2014 г. RCB избежала санкций за счет допэмиссии, снизившей долю ВТБ с 60 до 46%. «Благодаря снижению доли ВТБ кипрская «дочка» смогла избежать попадания под геополитические санкции ЕС и США и свободно работать с западным финансированием», - объясняет партнер Paragon Advice Group Александр Захаров. Он не исключил, что OFAC может заинтересоваться деятельностью этой структуры. Формально RCB не входит в группу ВТБ, но госбанк продолжает выдавать и гарантировать большинство кредитов кипрского банка, составляющих, по данным Moody's, 70% его кредитного портфеля.
Из документов Mossack Fonseca следует, что в 2010-2015 гг. Ролдугин контролировал как минимум 20% акций Vi - через кипрскую Med Media Network, бенефициары которой раньше не раскрывались. Его офшору International Media Overseas принадлежало 100% Med Media. В 2015 г. пакет был передан офшору из Белиза Robertson Financial, бенефициары которого не известны. Собеседник РБК в Vi заявил, что компания не интересовалась бенефициарами офшоров, связывая их со структурами банка «Россия».