«Я Джорджа, я женщина, я мать, я итальянка, я христианка»

В Италии будет самое правое правительство со времен Муссолини
Итальянский политик Джорджа Мелони
Итальянский политик Джорджа Мелони / Yara Nardi / Reuters

Солидная мемориальная доска висит слева от арки в доме 39 на римской улице Виа делла Скрофа. Она установлена в честь борца антифашистского сопротивления Альберто Маркези, казненного в 1944 г. А справа от арки гораздо более скромная табличка из плексигласа, гласящая, что тут расположен офис национал-консервативной и правопопулистской партии «Братья Италии» (Fratelli d’Italia). Это весьма странное соседство, поразился римский корреспондент DW.

В Германии бывшие нацисты после Второй мировой исчезли из политической жизни. В Италии им разрешили объединиться в новую партию – «Итальянское общественное движение» (Movimento Sociale Italiano, MSI). В 1992 г. в ее двери постучалась 15-летняя Джорджа Мелони, сделала карьеру и в 2012 г. основала собственную партию «Братья Италии», позаимствовав у MSI символику – факел с пламенем цветов итальянского флага. По легенде, такое изображение было на могиле Муссолини. Название же позаимствовано из первого куплета гимна страны.

Одним из покровителей Мелони был функционер MSI Фабио Рампелли. «Я выбрал ее, потому что она была дерзкой и в то же время милой. Она прекрасно подходила, чтобы обелить образ правой активистки, [которую обычно представляют] бритой наголо девушкой с волевой челюстью», – цитирует его слова италоязычная газета laRegione.

Обеление удалось. На последних выборах в Италии коалиция во главе с «Братьями Италии» набрала около 44% голосов. Причем «Лига» Маттео Сальвини получила около 9%, «Вперед Италия» Сильвио Берлускони – чуть более 8%, «Мы умеренные» – вообще менее 1%, а «Братья Италии» – целых 26%. Пока обязанности премьер-министра исполняет Марио Драги. Но на этой неделе Мелони должна получить мандат от президента Серджо Маттареллы на формирование правительства, и, как отмечают СМИ, она будет самым правым лидером со времен Муссолини.

В 2013 г. «Братья Италии» набрали на парламентских выборах 1,96%. В 2018 г. – 4,35%, что в пять с лишним раз меньше нынешнего результата. Одно из объяснений успеха – партия Мелони оказалась единственной, которая не участвовала в создании коалиционного правительства Драги. Более того, с момента создания в 2012 г. она оставалась в оппозиции каждому из шести итальянских правительств. Похоже, итальянцы решили проверить в деле единственную оставшуюся неиспробованной политическую силу.

На руку коалиции сыграло и то, что их противники не смогли собрать такой же масштабный союз. Как правило, там, где Мелони, Сальвини и Берлускони выдвигали единого кандидата, их оппоненты были каждый сам за себя.

Новый имидж

Теперь Европа задается вопросом, насколько Мелони привержена идеалам Муссолини. В 19 лет она говорила: «Муссолини был хорошим политиком. Все, что он делал, он делал для Италии. Это не свойственно политикам, которые были у нас последние 50 лет». Избравшись в 2006 г. в парламент, она сменила тон. Муссолини, по ее мнению, допустил некоторые ошибки, особенно в части расовых законов, авторитаризма и вступления во Вторую мировую на стороне Гитлера. А во время нынешней кампании она уверяла в предвыборных роликах: «Итальянские правые уже десятилетия как оставили фашизм в прошлом, недвусмысленно осуждая подавление демократии и позорные антиеврейские законы».

Осенью прошлого года Джорджа Мелони во внутренних служебных записках проинструктировала партийцев не делать больше экстремистских заявлений, не допускать отсылок к фашистским доктринам и, главное, не использовать «римский салют», очень похожий на нацистское приветствие, пишет DW. «Она сильно смягчила тон высказываний по ряду тем, в том числе критику международных финансовых рынков и ЕС», – сказал Al Jazeera профессор истории Римского университета LUISS Лоренцо Кастеллани, специализирующийся на изучении истории итальянских правых.

Правый популизм становится все умнее, соглашается журнал Politico. Он мог бы умереть с поражением Трампа на выборах и с изгнанием Бориса Джонсона с Даунинг-стрит, но этого не происходит. Фактически Мелони – более дисциплинированная версия Трампа. Она следит за респектабельностью своих высказываний и за соответствием внешней политики интересам союзников. Ее политика националистической идентичности уживается с идеями трансатлантической солидарности, констатирует журнал. Поддерживает Мелони и политику ЕС. Она выступила против Brexit. Ее союзники Берлускони и Сальвини настроены по отношению к Владимиру Путину куда мягче, отмечает журнал Time.

Также Мелони – давний критик Пекина, в том числе она призывала итальянских спортсменов бойкотировать Олимпийские игры 2008 г. из-за политики Китая в отношении Тибета. Управляющий редактор журнала «Европейская интеграция» Томас Кристиансен отметил, что Италия имеет традицию проводить последовательную внешнюю политику независимо от того, какая партия в данный момент у руля.

Пожалуй, единственное ее недовольство внутренними делами ЕС – она высказалась в защиту Виктора Орбана, раскритиковав недавнюю рекомендацию ЕС приостановить финансирование Венгрии на сумму 7,5 млрд евро. Ссориться с ЕС ей не с руки. Сама Италия получила пакет помощи в 191,5 млрд евро из утвержденного два года назад пакета помощи странам – членам союза в 750 млрд евро. Профессор Джанлука Пассарелли из Римского университета Сапиенца заверил BBC, что Мелони не станет раскачивать европейскую лодку и сосредоточится на внутренней политике.

«Я Джорджа, я женщина, я мать (у нее внебрачная дочь 2016 года рождения от телеведущего Андреа Джамбруно. – «Ведомости»), я итальянка, я христианка», – заявила она на митинге в Риме в 2019 г. Эта фраза стала вирусной после того, как ее наложили на танцевальный ремикс. В этом году Мелони кратко изложила свою программу так: «Да – традиционной семье, нет – ЛГБТ-лобби, да – сексуальной идентичности, нет – гендерной идеологии <...> Нет – исламистскому насилию, да – безопасности границ, нет – массовой миграции!»

Интересно, что она выступает за традиционные католические семейные ценности, но поддерживает законопроект, который разрешает аборты (но одновременно врач получает право отказаться делать эту операцию). Коалиция собирается помогать семьям с детьми, в том числе открывая бесплатные ясли и снижая НДС на товары и услуги для детей младшего возраста. Мелони против предоставления итальянского гражданства детям, родившимся в стране от родителей-иностранцев, и хочет ограничить доступ к социальным пособиям для чужеземцев. Также среди ее обещаний снижение налогового бремени, что вызывает у экспертов вопросы: где взять на это деньги?

Перечисляя, чему она говорит «да», а чему – «нет», Мелони воскликнула: «Нет – брюссельским бюрократам!» Ее внутренняя политика как раз способна вызвать трения с Брюсселем. Мелони хочет пересмотреть реформы, проведение которых было условием выделения упомянутого выше пакета помощи. Ее аргумент: энергетический кризис коренным образом изменил ситуацию. Еще одним камнем преткновения может стать политика по отношению к мигрантам. Мелони призвала к морской блокаде, чтобы лодки с беженцами не могли достичь Италии.

Сила волка – в стае

У Мелони есть свои причуды, сообщают источники Politico. Она пишет только от руки печатными буквами на разлинованной бумаге и требует, чтобы все ее речи умещались на одном листе бумаги шрифтом Segoe 12-м кеглем. Дома она поддерживает строжайший порядок. Ее гардероб преимущественно однотонный. В подростковом возрасте над ней издевались из-за лишнего веса. С одной стороны, это научило ее отбривать насмешников. С другой – она смогла похудеть и теперь шутит, что впала в зависимость от спорта. Она останавливается только в тех отелях, рядом с которыми можно совершать пробежки.

Мелони полагается на соратников, которые работают с ней годами. Ее сестра и муж сестры тоже члены партии и входят в близкий круг. Когда Мелони нужно принять решение, она делает это не одна. Она консультируется с ближайшими соратниками и со специалистами по нужному вопросу. Она любит цитировать стихотворение Редьярда Киплинга «Закон джунглей»: «Сила стаи – в волке, сила волка – в стае».

Культура как оружие

Перед выборами «Братья Италии» изложили свои планы по преобразованию итальянского искусства. Программа «Культура и красота: наш Ренессанс» обещает, что эта сфера станет одной из стратегических, пишет The Art Newspaper. Издание опасается, что культуру примутся эксплуатировать в интересах пропаганды национализма. Хотя предложения выглядят невинно. Среди них – снижение НДС на услуги в сфере культуры с 22 до 4%, более жесткие законы против тех, кто наносит вред культурным объектам, снижение цен на билеты, пиар-кампания музеев среди соотечественников, поощрение сотрудничества между частными и государственными учреждениями для «максимального использования культурного потенциала Италии», открытие объектов наследия, которые в настоящее время недоступны, сокращение бюрократической волокиты для музеев, поощрение оцифровки коллекций и продвижения их онлайн.
Культурный стратег партии Федерико Молликоне недавно требовал, чтобы по телевидению не показывали серию «Свинки Пеппы», в которой фигурирует однополая пара. Ранее он обвинял Венецианский кинофестиваль в политической пропаганде. Молликоне лоббирует учреждение дня памяти Марокко (имеются в виду массовые убийства итальянцев марокканскими солдатами гумье). В рамках реформы 2014 г. ряд музеев возглавили не итальянцы. На вопрос, будет ли продолжена эта политика, Молликоне ответил уклончиво: директора будут назначаться за заслуги, иностранцы приветствуются, но среди итальянцев немало отличных специалистов и нужны равные условия.

Ее матери было 23 года, когда в 1977 г. она родила Мелони. К тому времени у нее уже была одна дочь, полуторагодовалая Арианна. Когда старшей еще не исполнилось трех, а Мелони двух лет, их отец бросил семью и перебрался жить на Канары. Время от времени он навещал дочерей. Но в 11 лет Мелони решила больше не видеться с отцом, слишком мало интереса он к ней проявлял. Есть теория, что своими политическими взглядами она обязана разводу родителей. Ее отец придерживался левых взглядов, а мать – правых.

Когда Мелони было три года, она, играя, случайно подожгла дом. После этого ее мать перебралась жить поближе к родителям, в район Гарбателла, вотчину левоцентристов. Там Мелони ходила в школу, а потом в колледж, и ее политические взгляды делали ее белой вороной. У нее нет высшего образования. Мелони получила среднее специальное образование в области лингвистики в технологическом институте Америго Веспуччи в Риме – это был максимум, на что у семьи хватило ресурсов.

Мать Мелони – автор 140 любовных романов, написанных под псевдонимом Джози Белл. Но литературных доходов не хватало, и она совмещала несколько работ, чтобы сводить концы с концами. Мелони рано начала подрабатывать, чтобы помочь матери. Она бралась за любые вакансии, от официантки до няни детей итальянского актера Джузеппе Фьорелло, который в ту пору был мало кому известен. В свободное время она увлекалась фантастическими романами о борьбе против зла: книги Толкина, «Дуэль» Стивена Кинга... А между тем страну сотрясала серия скандалов, связанных с коррупцией и влиянием на государство мафии, явной силы зла.

Стимулом, заставившим ее постучаться 19 июля 1992 г. в дверь MSI, стало убийство в тот день судьи Паоло Борселлино, боровшегося с мафией. Партячейка, состоявшая исключительно из мужчин, была немало поражена явлением 15-летней девушки. Но постепенно она завоевала их признание. Молодежная ячейка называлась «Чайка» в честь повести-притчи Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Подобно ее герою, молодые правые чувствовали себя отринутыми обществом бунтарями, а партия стала им вторым домом, вспоминала Мелони в автобиографии.

Мелони раздавала листовки в колледже, расклеивала плакаты на улицах Гарбателлы, участвовала наравне с юношами в драках с левыми активистами. Ее берегли, но в схватках она стремилась быть на равных с парнями. Как говорил один из ее однопартийцев: «Все наше поколение провело как минимум несколько дней в больнице». В свободное время Мелони тусовалась на онлайн-форуме IRCItalia, где представлялась маленьким драконом Khy-ri и увлеченно обсуждала жизнь этих мифических созданий.

Мелони карабкалась все выше по партийной лестнице. Она основала молодежное движение Gli Antenati, протестовавшее против школьной реформы. Со временем она возглавила молодежное крыло партии. Тем временем сама MSI стремительно менялась. Она становилась все умереннее и в 1995 г. переименовалась в Alleanza Nazionale, чтобы дистанцироваться от ассоциаций с Муссолини, а заодно избавилась от самых радикально настроенных активистов. В 2009 г. партия слилась с Forza Italia Берлускони, и объединенная структура стала называться Popolo della Libertà (в 2013 г. этот союз распался).

Народной избранницей Мелони стала впервые в 1998 г., когда была избрана в Совет провинции Рим. В 2006 г. Мелони вошла в число депутатов итальянского парламента. Первый ее срок продлился всего два года: из-за политического кризиса были объявлены досрочные выборы. Alleanza Nazionale шел на них в союзе с Forza Italia. В итоге Берлускони в третий раз занял пост премьер-министра, а Мелони назначил министром по делам молодежи и спорта. 31-летняя Мелони стала самым молодым министром Италии, она в ту пору все еще жила с матерью.

Нельзя сказать, что ее работа на этом посту чем-то запомнилась, пишет laRegione. Разве что тем, что в первый день она отказалась от государственной машины с шофером и поехала на службу на своем Mini. И еще продвижением трехмерной видеоигры Rebel Youth, созданной в честь 150-летия объединения Италии. Игра с треском провалилась. И еще призывом бойкотировать Олимпийские игры 2008 г. в Пекине, после чего ее публично одернул министр иностранных дел Италии.

В 2011 г. Берлускони вынужден был подать в отставку, и Мелони потеряла портфель министра. А через год она основала «Братьев Италии» и уже в следующем году избралась в парламент от своей партии. Всего 10 лет ей понадобилось, чтобы из новичка, чьи «Братья Италии» на своих первых выборах набрали меньше 2%, стать без пяти минут премьер-министром страны. Впрочем, еще больше усилий ей потребуется, чтобы удержаться в этом кресле. В последний раз проработать дольше трех лет премьер-министром удалось только Берлускони в начале 2000-х. Сам он охарактеризовал Мелони так: «Покровительственная, властная, высокомерная и агрессивная».