Дональд Трамп: «Если Путину нравится Трамп, а Трампу нравится Путин – это отличная вещь для всего мира»

Дональд Трамп рассказал в интервью The Wall Street Journal (WSJ), снимет ли с России санкции, наложенные Обамой за кибератаки, и объявит ли Китай «валютным манипулятором»
Избранный президент США Дональд Трамп
Избранный президент США Дональд Трамп / Brendan Smialowski / AFP

В часовом интервью WSJ в минувшую пятницу избранный президент Дональд Трамп дал понять, что он открыт для обсуждения вопроса снятия санкций с России и не привержен долгосрочным договоренностям по Тайваню с Китаем. Эти два сигнала указывают: он будет использовать все имеющиеся инструменты, чтобы перестроить отношения с двумя крупнейшими геостратегическими соперниками США.

Трамп сказал, что «как минимум на некоторое время» сохранит санкции, наложенные в конце прошлого декабря администрацией Обамы в ответ на приписываемые Москве кибератаки c намерением повлиять на исход ноябрьских выборов. Но он допустил отмену санкций, если Россия окажется полезной в борьбе с терроризмом и в достижении других важных для США целей.

«Если вы ладите друг с другом и если Россия на самом деле помогает нам, если делаются важные дела, то кому и зачем нужны санкции?» – сказал он.

Он также сообщил, что не намерен придерживаться договоренностей Америки с Китаем, что та не станет дипломатически признавать Тайвань (известная политика единого Китая), пока не увидит прогресса в позиции Пекина по вопросам валютного регулирования и международной торговли.

Изменить отношения с Москвой американские президенты стремились с тех пор, как при Владимире Путине стала нарастать напряженность в отношениях двух стран. Такую цель ставила поначалу Хиллари Клинтон, будучи госсекретарем в администрации Барака Обамы, раньше с Путиным также встречался в свой первый президентский срок Джордж Буш.

Но дипломатическим усилиям Трампа предстоит столкнуться с политикой конгресса, в том числе многих депутатов-республиканцев – от администрации хотят жесткой линии в отношении России после выводов американской разведки о попытках правительства Путина повлиять на исход ноябрьских выборов при помощи кибератак.

Вдобавок опубликованное на прошлой неделе бездоказательное досье политической оппозиции с намеками на связи Трампа с Россией, хотя и было раскритиковано Трампом и его командой, подогревает интерес к проблеме российского шпионажа. Американские спецслужбы не подтвердили эту информацию.

Штрихи к портрету

Выдержки из интервью Дональда Трампа WSJ
О планах отказаться от Obamacare:
«Мы собираемся делать это короткими, тесно связанными этапами. Имеется в виду, что не нужно будет ждать три года между первым и вторым этапом. Все будет сделано, думаю, очень быстро. Думаю, мы выполним свою работу очень, очень хорошо и это будет великий план. Не такой дорогой и куда лучший».
Об отношениях с Россией:
«Если Путину нравится Трамп, а Трампу нравится Путин – это отличная вещь для всего мира. Это отнюдь не плохо для мира. Но может случиться, что такого не будет. Это весьма вероятно. Я не говорю, что так и будет. У меня много хороших взаимоотношений. Есть у меня и отношения, которые не так хороши».
Об отношениях с Китаем:
«Мы хотим выстроить хорошие отношения с Китаем. Я не знаю, будет ли это очень легко, потому что торговля находится в неважном состоянии».
О докладе, обвиняющем его в связях с Россией:
«Это дезинформация. Это сфабриковано. В последние два года обо мне было выдумано много всякой чепухи. Могу сказать, что все эти истории – свинство».
Ответ на вопрос, имел ли кто-либо из участников его избирательной кампании или его компании Trump Organization контакты с российскими разведчиками:
«Никто».

Допустив в интервью, что может снять наложенные администрацией Обамы на Россию санкции, Трамп сказал, что готовится после принесения присяги встретиться с Путиным: «Я понимаю, что они хотели бы встретиться, и это меня полностью устраивает».

На вопрос, поддерживает ли он политику единого Китая, Трамп ответил: «Все находится в стадии переговоров, включая «единый Китай».

Китай считает Тайвань своей мятежной провинцией с тех пор, как националисты – сторонники Чан Кайши учредили там правительство в 1949 г. после гражданской войны. Разрыв дипломатических отношений Вашингтона с Тайванем и поддержка политики единого Китая были условием возобновления дипломатических отношений между США и Китаем в 1979 г. В прошлом любые намеки, что США могут изменить свою позицию, вызывали большую тревогу у Пекина.

В субботу на сайте МИД Китая появилось заявление, гласящее, что «в мире есть только один Китай и Тайвань – неотделимая часть Китая». «Мы призываем соответствующие стороны в США полностью осознать высокую чувствительность тайваньского вопроса, подходить к связанным с Тайванем темам с осторожностью и соблюдать обязательства, данные всеми предыдущими администрациями США», – сказано в заявлении.

Хотя Трамп долгое время критикует Китай, он акцентировал внимание на поздравлении от руководителя КНР Си Цзиньпина, показав его журналистам: «Я получил красивую поздравительную открытку от председателя».

Похоже, Трампа раздражают дипломатические протоколы, связанные с Китаем и Тайванем. После победы на выборах он принял по телефону поздравления от тайваньского лидера Цай Инвэнь. Тем самым он вызвал недовольство Пекина и опасения ряда американских экспертов в области международной политики, которые задались вопросом: понимает ли Трамп последствия подобной беседы? На это Трамп ответил в интервью: «В прошлом году мы продали им вооружения на $2 млрд. Мы можем продать им на $2 млрд новейшей и лучшей военной техники, но нам нельзя ответить на телефонный звонок. Прежде всего крайне невежливо не поднимать трубку».

Ранее Трамп обещал, заняв президентский пост, объявить Китай валютным манипулятором. В интервью он заметил, что не станет делать этого в первый день в Белом доме, а сначала поговорит с ними. «Они, безусловно, манипуляторы, но я не стремлюсь сделать это», – пояснил Трамп. Однако отчетливо выразил недовольство валютной политикой Китая: «Вместо того чтобы сказать: «Мы девальвируем нашу валюту», они говорят: «Ой, наша валюта падает». Она не падает. Они делают это нарочно. Наши компании не могут конкурировать с их компаниями, потому что наша валюта сильна, и это убивает нас», – сказал Трамп.

Интервью состоялось в конце недели, в течение которой значительная часть кандидатов Трампа на посты в сфере национальной безопасности были близки к утверждению. Шесть кандидатов в правительство прошли слушания в сенате, и, похоже, большинство их выдержали. Многие демократы поддержали кандидата Трампа на пост министра обороны – отставного генерала Джеймса Мэттиса.

Но избранному президенту пришлось отбиваться от обвинений в связях с Россией и экспертов в области деловой этики, раскритиковавших его планы оставить за собой право собственности на бизнес-активы.

Трамп назначил своего зятя Джареда Кушнера старшим советником президента, хотя это кадровое решение может вызвать вопросы с точки зрения законов, направленных на борьбу с непотизмом. И он все ближе к исполнению предвыборного обещания – сенат и палата представителей начали процессуальные действия, которые должны привести к сворачиванию или даже отмене реформ Обамы в сфере здравоохранения.

«Его избирали как бойца, и он будет бойцом на посту президента», – считает бывший советник Трампа во время избирательной кампании Эд Бруковер. Он добавляет, что Трамп «будет крайне активным президентом и совершит многое».

На пресс-конференции в среду утром, где яблоку было негде упасть, Трамп вел себя и воинственно, и льстиво – грубо оборвал одного журналиста, но похвалил информагентства, которые, по его словам, честно писали о нем. Он обвинил спецслужбы, допустившие утечку данных, а потом в Twitter заметил, что те используют тактику нацистской Германии. Директор Национальной разведки США Джеймс Клеппер заявил: он не верит, что виновники слива – сотрудники спецслужб.

Под шквалом вопросов о докладе оппозиции Трамп максимально избегал прямых ответов, за единственным исключением: он впервые согласился с утверждением, что Россия причастна к кибератакам на национальный комитет демократической партии и для противников Клинтон оказалась во время выборов главным помощником.

Мосты и дороги

$1 триллион – стоимость плана по улучшению дорог, мостов и строительству объектов инфраструктуры, рассказал Трамп в интервью WSJ. Анализировать план будет специально созданный совет, в который войдет 15–20 строителей и инженеров: «Кое-какие проекты они отвергнут, кое-какие расширят, но они гарантируют, что мы получим внушительную отдачу от вложенных средств»

Трамп сообщил, что определился с кандидатом на пост главы министерства по делам ветеранов, сказал, что планирует начать подписывать приказы о назначениях 23 января, а также пообещал начать переговоры с фармацевтическими компаниями о снижении цен на лекарства.

Остается в подвешенном состоянии вопрос о том, как Трамп избавится от владения бизнесом (на прошлой неделе он заявил, что бизнес передаст в управление сыновьям, личные активы – в траст, но не продаст ни компанию, ни имущество. – «Ведомости»). Несколько часов спустя после его пресс-конференции руководитель управления по этике Уолтер Шауб раскритиковал схемы Трампа, которые, по его мнению, не позволяют избежать потенциального конфликта интересов. «В наше время каждый президент подвергается терапии отчуждением имущества, – сказал Шауб. – Президент должен продемонстрировать администрации, что этика для него не пустой звук, не только словом, но и делом. Это жизненно необходимо, если мы собираемся иметь какую-то программу этических норм».

В минувший четверг Мэттис, свидетельствуя перед комиссией сената по вооруженным силам, несколько раз вступал в противоречия с заявлениями Трампа, рассуждая о мотивации Путина, восхваляя НАТО и утверждая, что США должны внимательно следить за соблюдением Ираном договоренностей по ядерной программе, но в отличие от Трампа не призывал отказаться от ядерного соглашения.

Днем раньше выдвинутый на пост госсекретаря Рекс Тиллерсон сообщил парламентариям, что он за предоставление Украине летального оружия для борьбы с Россией, и заявил, что поддерживает торговое соглашение, которое Обама заключил с тихоокеанскими странами; оба утверждения противоречат политической платформе Трампа.

В тот же день спикер палаты представителей Пол Райан сказал CNN, что плотно работает с избранным президентом над отменой закона о здравоохранении, но они отказались от идеи создать механизм массовой депортации нелегальных мигрантов, о котором Трамп говорил во время избирательной кампании.

Позднее на прошлой неделе Трамп поделился мнением о развитии событий, которые были в центре внимания ближе к концу избирательной кампании. Он долго пытался отразить критику относительно своей победы на выборах, тогда как демократы утверждали, что Клинтон была сражена расследованием ФБР о взломе ее личной почты и о том, уходили ли с нее секретные материалы. В конце концов ФБР не выдвинуло ни одного обвинения. А в минувший четверг генеральный инспектор министерства юстиции США Майкл Горовиц объявил, что будет расследовано решение директора ФБР Джеймса Коми обнародовать за 11 дней до выборов информацию, что его подчиненные заняты еще одним эпизодом, когда Клинтон в бытность госсекретарем могла проявить халатность в переписке. Подобные откровения перед выборами – весьма необычный случай. В минувшую пятницу Трамп сделал твит, что ФБР «было очень снисходительным к ней [Клинтон]», и добавил, что Клинтон «нельзя было допускать до гонки – она чертовски виновна».

Во время интервью Трамп рассказал и о специальном совете, в который войдет 15–20 строителей и инженеров. Их задачей станет проверка его плана стоимостью $1 трлн по улучшению дорог, мостов и строительству прочих объектов инфраструктуры. «Кое-какие проекты они отвергнут, кое-какие расширят, но они гарантируют, что мы получим внушительную отдачу от вложенных средств», – сказал Трамп.

Перевел Антон Осипов