РАНХиГС начнет готовить магистров-управленцев в сфере внутренней политики

Чиновники с образованием должны будут строить административную систему, в том числе в новых регионах
РАНХиГС научит будущих госслужащих заниматься политтехнологиями в новых условиях
РАНХиГС научит будущих госслужащих заниматься политтехнологиями в новых условиях / Максим Захаров / РИА Новости

Президентская академия (РАНХиГС) запускает весной 2024 г. первую в РФ магистерскую программу по подготовке управленцев в сфере внутренней политики. Об этом рассказал «Ведомостям» представитель пресс-службы вуза. По его словам, выпускники получат навыки для работы на всех уровнях власти, включая те, что нужны на территории Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР), а также Херсонской и Запорожской областей.

Первый набор составит 50 человек. Программа с официальным названием «Внутренняя политика и политические технологии» будет реализовываться на базе Института государственной службы и управления (ИГСУ). «Перед федеральным центром стоит задача обеспечить политическую стабильность в новых регионах, поэтому запрос на квалифицированных специалистов во внутренней политике вырос многократно», – сообщил «Ведомостям» директор образовательной программы Алексей Борисенков.

Он добавил, что специалистов будут учить работать с рисками, связанными с политической дестабилизацией на новых территориях. Помимо этого, они научатся обеспечивать работу органов власти в прифронтовой зоне и противодействовать информационным атакам со стороны западных спецслужб.

Представитель пресс-службы вуза отметил, что практическая подготовка магистрантов будет проходить в профильных органах государственной власти и местного самоуправления, общественных организациях и политических партиях, а также в аналитических и консалтинговых структурах. В частности, практику можно будет пройти в управлении по вопросам внутренней политики Костромской области, правительстве Липецкой области, департаменте внутренней политики администрации Краснодарского края.

По итогам обучения студенты освоят технологии политического управления, включая диагностику общественно-политической ситуации, политический психоанализ и прогнозирование, а также технологии управления территориями. Слушатели, успешно прошедшие итоговую аттестацию, получат диплом по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» с присвоением квалификации «магистр».

«Многие наши госслужащие уже прошли переобучение по похожим программам, сейчас предлагаются новые программы (они проводились в том числе на базе РАНХиГС). <...> Потребность в кадрах, в том числе в управлении, она у нас существует, и не маленькая, – сказал «Ведомостям» директор донецкого института экономических исследований Алексей Половян. – Это касается всех сфер – от рабочих специальностей, до управленцев». По его словам, задача курсов сейчас – ознакомить «с теми правилами, с той правовой средой, нормативно-правовой базой, с теми институтами, которые действуют в РФ»: «Есть же отличия в том, как функционируют предприятия, как ведется бухучет, как проводится система закупок, как готовятся документы. Это нужно, чтобы максимально быстро интегрироваться».

С обновлением руководства РАНХиГС в обучении потенциальных и действующих чиновников наметился сдвиг в сторону освоения прикладных политических компетенций, считает политюрист Олег Захаров. По его словам, сейчас сложно провести четкую грань между инструментами чиновника на позиции регионального менеджера по внутренней политике и политтехнолога на выборах.

Технология «от двери к двери» теперь взята на вооружение избирательных комиссий: ее использовали на президентских выборах в формате проекта «Информ-УИК» для информирования о предстоящем голосовании, приводит пример Захаров. Она проявила себя эффективно, говорили собеседники «Ведомостей», близкие к администрации президента.

Политтехнолог Илья Паймушкин считает, что в новых регионах за внутреннюю политику отвечают люди с большим опытом работы во многих субъектах России. Политтехнологиям, как отмечает он, нельзя научиться только в теории: нужна практика работы на госслужбе и в качестве политического консультанта. «Основной упор в обучении будет делаться на политическую и психологическую специфику этих субъектов», – предполагает Паймушкин.

Заместитель главы военно-гражданской администрации Запорожской области политтехнолог Сергей Толмачев отмечает, что в новых регионах особые условия работы, поэтому от управленцев, политтехнологов в первую очередь требуется грамотный подход к решению задач: как в содержательном, так и в технологическом плане.

РАНХиГС как кузница кадров

На базе РАНХиГС действует Высшая школа госуправления, в рамках которой осуществляется программа подготовки кадрового управленческого резерва. С 2017 г. это так называемая «школа губернаторов», а с 2023 г. – «школа мэров» для подготовки муниципальных кадров. Со стороны Кремля их курирует первый заместитель руководителя администрации президента Сергей Кириенко. Из «школы губернаторов» выпустилось уже пять потоков, сейчас обучение проходит шестой. По итогам обучения с выпускниками этой школы встречается президент Владимир Путин.
Кроме «школы губернаторов» и «школы мэров» РАНХиГС будет реализовывать еще и кадровую программу для участников военной спецоперации на Украине, которую Путин анонсировал в своем послании Федеральному собранию 29 февраля, предложив назвать ее «Время героев». С 1 марта ветераны спецоперации, солдаты и офицеры, которые сейчас участвуют в боевых действиях, а также имеют высшее образование и управленческий опыт, смогут подать заявление для участия в первом учебном потоке специальной кадровой программы.
В марте в академии также стартовал первый магистерский поток подготовки медиатехнологов и управленцев в сфере проектирования информационно-политического пространства. С сентября на эту программу будут принимать и студентов бакалавриата. Предполагается, что выпускники будет иметь специальность «стратегический коммуникатор» либо «медиакоммуникатор», а магистрант – «магистр политических наук» («Управление стратегическими коммуникациями»). В курс войдет общая теория информации, теория политических процессов, общественные гипотезы и модели, семь коммуникационных теорий, психология, PR, реклама, работа с изображением.

Новые регионы нуждаются в специалистах, которые бы могли научить местные кадры управлению политическими процессами в кризисной ситуации, рассказали о работе политических институтов в России, считает заместитель директора Института региональных проблем НИУ ВШЭ Николай Юханов. При этом просто скопировать устройство системы российских регионов и перенести это на новые территории нельзя: об этом говорит и разная политическая культура, и сложные условия спецоперации. «Новые подготовленные специалисты во время работы в администрациях должны будут быстро реагировать на любые изменения, проблемы граждан и конфликты. Их оперативность – это вопрос жизни и смерти», – подчеркнул Юханов.

Эксперт считает, что в рамках образовательной программы необходимо больше времени уделять не только коммуникации и технологиям, но и конфликтологии, федерализму, межнациональным отношениям, а также опыту поведения управленческих элит России и Украины. По его мнению, на местах необходимо вырастить кадровый резерв для новых территорий, потому что сейчас кандидатуры для внутренней политики регионов в основном согласуются с Москвой.

Управленцев нужно обучать не столько политтехнологиям, сколько принципам взаимодействия с местными жителями, с другими чиновниками в новых регионах, заявил «Ведомостям» председатель комиссии Общественной палаты России по вопросам суверенитета, патриотическим проектам и поддержке ветеранов Владимир Рогов. «Однозначно нам нужны новые управленцы, не имеющие украинского прошлого, потому что отравленное сознание чиновников, у которых слово «Украина» происходит от слова «украсть», очень сильно», – сказал он «Ведомостям». По словам Рогова, новые регионы также испытывают особенно острый дефицит финансистов и специалистов контролирующих органов.