Эксперты заявили о формировании «президентского супербольшинства» на выборах

Оно и обеспечило Путину беспрецедентную победу
Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

В результате выборов 15-17 марта сформировалась новая политическая реальность – «президентского супербольшинство», обеспечившее победу Владимира Путина с беспрецедентным результатом. Об этом заявили в рамках круглого стола Экспертного института социальных исследований на тему «Выборы президента 2024: о чем говорят результаты?».

«Термин, который мы предлагаем для обозначения той новой политической реальности, которая родилась в результате этих выборов. "Супербольшинство" насчитывает порядка 76 млн человек – беспрецедентная цифра, никогда такого не было за всю историю выборов в России, начиная с 1991 г. Это, конечно, не случайно. И это та реальность, которая будет, я думаю, определять нашу политическую ситуацию, наше политическое развитие на годы вперед», – заявил генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров.

Федоров напомнил, что в 2000 г. при победе Путина на первых выборах родился термин «путинское большинство». Он обозначал новую широкую коалицию, которая стала платформой поддержки для Путина, для его курса преобразований. Сегодняшнее «супербольшинство» гораздо более обширное. Эксперты выделили несколько ключевых факторов его формирования.

Консенсус для победы

По словам Федорова, в феврале – марте 2202 г. сформировалось значимое большинство россиян, которые поддержали решение президента о начале спецоперации и придерживаются этого мнения до сих пор. Они поддерживают курс Путина на то, что конфликт на Украине должен быть закончен справедливым, долговременным миром на тех условиях, которые устроят Россию. По другому его можно назвать «единство во имя победы». Ценность единства всегда была очень важна. Сейчас, когда на избирательных участках по всему миру «буквально очереди стояли», можно сказать, что эта ценность приобрела новое звучание. Вне зависимости от политических взглядов людям важно, по мнению Федорова, продемонстрировать, что они остаются россиянами и вовлечены в решение судьбы России.

Руководитель научного совета Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков отметил не только «донбасский консенсус», но и «крымский консенсус» 2014 г. Он также вспомнил «Мюнхенскую речь» Путина 2007 г. как отвечающую на запрос о гордости и об уважении к своей стране во всем, а также о социальных программах, которые реализовывались, начиная с того момента, когда Путин стал президентом.

Запрос на стабильность и защиту

В условиях мировой турбулентности ценность стабильности и защиты актуализируется. Именно Путин воспринимается как человек, который способен обеспечить не только единство, не только гордость за страну, но и стабильность, отметили эксперты. Хорошие экономические и социальные итоги последнего года снова вернули понятию стабильность позитивный знак. Федоров напомнил об экономическом росте, отсутствии безработицы, росте доходов и, как следствие, росте удовлетворенности и политикой властей, и основными институтами.

Запрос на развитие и образ будущего

Задача Путина как объединяющего, консолидирующего политика – предложить такую программу развития, которую захотели бы разделить приверженцы разных взглядов на будущее. В послании Федеральному Собранию Путин показал, что такая программа есть, она обращена в будущее и полностью поддерживает людей.

Первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по общественной экспертизе законопроектов Александр Асафов подчеркнул, что послание создает именно «понятный образ будущего», что и сказалось существенно на явке.

Эмоциональный подъем

Примерно с осени 2023 г. негативные эмоции пошли вниз, произошла нормализация, адаптация, люди разобрались в ситуации, и стали расти оптимистические настроения. Снова стал увеличиваться горизонт планирования, локус контроля стал усиливаться внутренне. Путин усиливает этот подъем, он обещает хорошее будущее, он говорит: «верьте мне, мы все сделаем, у нас все получится».

Заместитель генерального директора консалтинговой группы «Полилог» Никита Сетов обратил внимание собеседников, что любой кандидат, который входит в кампанию, должен сначала выбрать, насколько он уравновешивает высокую идеологическую рамку с частными решениями, которые он предлагает для актуальных проблем и запросов избирателя, а потом придать этому всему некоторую эмоциональную окраску. Если он этого не делает, в условиях информационного шума, как правило, сигнал эмоциональной составляющей доходит с трудом – люди в первую очередь сначала считают именно эмоцию, а потом уже содержание. По словам Сетова, в избирательной кампании Путина эмоций было три: гордость, уверенность и надежда.

Выдающееся лидерство

Президентские выборы – выборы персональные, а не соревнование партий, сказал Федоров. Люди, выбирая кандидата, за которого они готовы проголосовать, обращают внимание, прежде всего, на то, насколько этот человек по своим качествам подходит к образу руководителя. В этом плане Путин энергично продемонстрировал тот набор качеств, который оптимален для руководителя страны в такое время.

Чеснаков отметил, что выборы были конкурентны с точки зрения наличия у Путина оппонентов, но при этом альтернативы курсу Путина люди не видели. Формально программы у кандидатов были, но не было видно, что они пропитаны интересами избирателей.

Референдумный сценарий

Федоров также отметил, что в России как минимум два года существует большая межпартийная широкая коалиция, куда входят и «Единая Россия», и КПРФ, и другие парламентские партии. Они солидарно высказывают позицию по ключевым вопросам.

«Эта коалиционность, на мой взгляд, стала основой для этого референдумного сценария. Вот сегодня, кстати, Путин подчеркнул это в своем выступлении, что значительная часть россиян, которые обычно голосуют на думских выборах за КПРФ, за ЛДПР, они поддержали его. Перестали ли они быть при этом сторонниками ЛДПР, КПРФ? Нет. Но они поддержали национального лидера, потому что этого требует сама ситуация, и это, в общем-то, не противоречит позиции и политике их партии», – добавил эксперт.

Его также можно назвать патриотическим подъемом, который фиксируется разными средствами. Этот подъем имеет как рациональную, так и эмоциональную основы. Этот подъем «высвечивает в фокусе» фигуру Путина как символа курса на сильную и самостоятельную Россию.