Приговор экс-премьеру Пакистана Хану в 10 лет вынесен за неделю до выборов

Он связан с секретной телеграммой о давлении США из-за его визита в Россию
K.M. Chaudary / AP
K.M. Chaudary / AP

Лидера основной оппозиционной партии Пакистана «Движение за справедливость» (ДЗС) Имрана Хана 30 января приговорили еще к 10 годам заключения по делу о разглашении гостайны. Ранее он уже был приговорен к трем годам лишения свободы по коррупционным обвинениям. Вместе с Ханом по этому же делу признали виновным и его бывшего министра иностранных дел Шаха Мехмуда Куреши. Приговор лидеру оппозиции вынесен за неделю до всеобщих выборов в Пакистане, назначенных на 8 февраля. 

Партия ДЗС в своем заявлении в сети Х объявила, что «приговор является полным издевательством и игнорированием закона о гостайне», а страна все равно поддерживает Имрана Хана и Куреши, «которые защищали Пакистан». «Никакой такой фиктивный судебный процесс не сможет изменить то, что произошло в марте – апреле 2022 г. [отстранение Хана от власти] по приказу [помощника госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии] Дональда Лу», – говорится в заявлении. Партия назвала «первым ответом» на приговор голосование 8 февраля.

Приговор специального суда касается дипломатической телеграммы, отправленной экс-послом Пакистана в США. Телеграмма, по утверждению Хана, доказывает его утверждения о том, что его отстранение от власти в 2022 г. было заговором с участием Вашингтона. 

В телеграмме, по его словам, буквально утверждалось о рекомендации отстранить премьер-министра от власти из-за его пророссийской позиции по Украине, продемонстрированной в ходе визита в Москву в феврале 2022 г. Экс-премьер настаивал, что рекомендация была дана помощником госсекретаря США Дональдом Лу пакистанскому посланнику в Вашингтоне Асаду Маджиду. Лу якобы предупредил Маджида о «последствиях», если Хан переживет голосование по вотуму о недоверии в национальном собрании. Суд пришел к выводу, что своим заявлением, сделанным 27 апреля 2022 г., Хан нарушил ст. 342 УК Пакистана о разглашении гостайны.

Хана отстранили от должности в апреле 2022 г., когда парламент объявил ему вотум недоверия. В мае 2023 г. он был впервые арестован по делу о коррупции. Оно касалось подарков, полученных Ханом во время пребывания на посту главы правительства Пакистана. По данным Национальным бюро подотчетности (NAB), речь шла о нецелевой растрате средств фонда «Аль-Кадир траст», продаже подарков зарубежных лидеров на $127 700 и присвоении этой выручки.

Аресту предшествовали обвинения со стороны Хана в адрес армии и Межведомственной разведки (главной спецслужбы страны) в организации против него нескольких покушений. После этого в стране начались массовые протесты ДЗС, более 1000 человек были задержаны. Верховный суд спустя два дня протестов признал арест незаконным и Хана выпустили под залог. Но в итоге в августе Хана все-таки приговорили к трем годам тюрьмы и поместили в заключение, признав виновным по делу о коррупции. 

Такой приговор, очевидно, является предвыборным сигналом ДЗС, учитывая, что до выборов осталась неделя, говорит эксперт Центра Индоокеанского региона ИМЭМО РАН Глеб Макаревич. «Об Имране Хане его соратникам и сторонникам следует позабыть. Сначала экс-премьера военные элиты, традиционно являющиеся теневым правительством, дискредитировали делом о подарках, теперь – уже обвинили по государственному преступлению», – считает он.

Разрушение репутации Хана и ДЗС вступило в кульминационную фазу, говорит эксперт. До протестов в мае 2023 г. военные не знали, что делать с Ханом: его популярность оставалась на высоком уровне. «После атак его сторонников на армейские объекты в связи с задержанием военные элиты приняли окончательное решение посадить экс-премьера в тюрьму, что и сделали – уже в августе», – говорит Макаревич. 

По его словам, военные успешно уничтожают партию Хана с помощью того, что судят участников беспорядков в мае как «террористов» военными судами. И хотя спор о конституционности такой юрисдикции продолжается, сама угроза объявления террористом – крест на политической карьере: кандидат, объявленный таковым, будет личным врагом доминирующих в стране военных, объясняет эксперт.

«Поэтому партия ДЗС стала рассыпаться. Фактически ее уже нет, она распадается на фракции. Большинство кандидатов от ДЗС идут как независимые кандидаты. Но это грозит лишением символики партии, а в связи с низким уровнем грамотности в стране некоторые избиратели узнавали не конкретных кандидатов, а символику ДЗС – летучую мышь. И избиратель запутается», – считает Макаревич.