Иран обстрелял Пакистан: что дальше?

Тегеран заявляет об ударе по террористам, Исламабад грозит ответом
FAYYAZ AHMED / EPA / ТАСС
FAYYAZ AHMED / EPA / ТАСС

Пакистан решил 17 января отозвать своего посла из Ирана в ответ на ночной ракетный обстрел иранцами приграничной территории. Исламабад также попросил иранского посла, который находился в Тегеране во время атаки, «не возвращаться». Кроме того, пакистанская сторона решила приостановить все визиты на высоком уровне.

Ответственность за последствия ситуации «лежит на иранской стороне», подчеркивается в заявлении МИД Пакистана. Из-за ракетной атаки на Иракский Курдистан днем ранее Багдад также отозвал посла.

«Неспровоцированное и вопиющее нарушение суверенитета Пакистана Ираном является нарушением международного права, принципов Устава ООН. Этот противоправный акт совершенно неприемлем и не имеет никакого оправдания. Пакистан оставляет за собой право отреагировать на этот незаконный акт», – следует из сообщения на сайте МИД Пакистана.

Иранский удар был нанесен баллистическими ракетами и беспилотниками по двум объектам группировки «Джейш аль-Адль» («Армия справедливости») в приграничной пакистанской провинции Белуджистан на юго-западе страны. Иранский канал Press TV уточнил, что удар наносился силами Корпуса стражей исламской революции (КСИР).

Против Ирана и Пакистана

«Джейш аль-Адль» – радикальная суннитская группировка белуджей (народ, проживающий в приграничных районах Ирана, Пакистана и Афганистана), была основана в 2012 г. с целью борьбы за независимость Белуджистана. В декабре 2023 г. предполагаемые члены «Джейш аль-Адль» убили 11 человек в ходе ночного нападения на полицейский участок на юго-востоке Ирана. В апреле того же года в результате атаки боевиков погибли четыре пакистанских военных в провинции Белуджистан.

Associated Press (AP) со ссылкой на двух представителей службы безопасности Пакистана сообщило, что иранские ракеты повредили мечеть и жилой дом в районе Панджгур в Белуджистане примерно в 50 км от иранской границы. По данным пакистанских властей, в результате атаки погибли двое детей, три девушки получили ранение.

По словам высокопоставленного источника AP, иранские власти, перед тем как нанести удар по целям, не консультировались с пакистанскими властями. «Пакистан оставил за собой право на ответные меры. Удар будет взвешенным и соответствовать ожиданиям пакистанской общественности», – добавил он.

При этом накануне дипломатического кризиса ВМС двух стран успешно провели однодневные совместные военно-морские учения в Ормузском проливе у берегов иранского портового города Бандар-Аббас. А министр иностранных дел Ирана Хоссейн Амир Абдоллахиян провел переговоры с премьер-министром временного правительства Пакистана Анвар-уль-Хак Какаром в Давосе, в ходе которого стороны договорились расширить сотрудничество в области энергетики, передает Tasnim.

Рандхир Джаисва, представитель МИД Индии, имеющей тесные партнерские отношения с Ираном и многолетние конфронтационные – с Пакистаном, вечером 17 января дистанцировался от конфликта. Он подчеркнул, что Дели стоит на позициях «нулевой толерантности» к проявлениям терроризма, добавив, что «мы понимаем действия государств, направленные на самооборону», подразумевая подоплеку иранского удара, нанесенного по группировке белуджей.

МИД Китая, который осуществляет инфраструктурные проекты и в Иране, и в Пакистане в рамках «Пояса и пути», призвал Тегеран и Исламабад к сдержанности. Пекин попросил своих партнеров избегать эскалационных шагов и «работать вместе для поддержания мира и стабильности».

Официальный представитель МИД России Мария Захарова лишь отметила на брифинге днем 17 января, что нынешний кризис на Ближнем Востоке – прямое следствие беспрецедентной эскалации палестино-израильского конфликта и недальновидной политики Вашингтона. Госдепартамент США, традиционного пакистанского союзника, осудил удар Ирана и назвал его безответственным.

Иранские военные обстреляли район компактного проживания белуджей в Пакистане, вероятно, по инициативе консервативного крыла иранской политической элиты с целью отвлечения внимания иранской общественности от внутренних проблем и переключения на внешние угрозы, считает младший научный сотрудник Центра ближневосточных исследований ИМЭМО РАН Анастасия Богачева. С конца 2022 г. в Иране происходили беспорядки, вызванные гибелью студентки Махсы Амини и ухудшением социально-экономической ситуации. В эпицентре протестов находились провинции Систан и Белуджистан, где компактно проживают белуджи.

Научный сотрудник Центра Индоокеанского региона ИМЭМО РАН Глеб Макаревич напомнил, что обычно Иран и Пакистан кооперируются друг с другом в борьбе с региональным терроризмом: «Проблема белуджского сепаратизма волнует обе стороны, для них это кровоточащая рана». По мнению Богачевой, Тегеран либо не успел уведомить Исламабад о предстоящих ударах, либо намеренно не стал этого делать, дабы за счет фактора внезапности усилить эффект превентивной демонстрации силы.

При этом, продолжает Макаревич, несмотря на тесное взаимодействие Ирана и Пакистана в борьбе с сепаратистскими тенденциями, оба государства недовольны атаками инсургентов с территорий друг друга. Кроме того, у сторон разные представления по решению проблемы Афганистана. «Двусторонние разногласия усугубляются тем, что Иран де-факто – союзник Индии, главного противника Пакистана в регионе. Ослабляет противоречия совместное участие в различных инфраструктурных проектах Китая», – полагает эксперт.

По словам военного эксперта Российского совета по международным делам Александра Ермакова, противодействовать иранским баллистическим ракетам средней дальности (БРСД) Khaybar Shekan в регионе может ПВО только армий Израиля и Саудовской Аравии. «У них на боевом дежурстве стоят американские системы THAAD и Patriot. Пакистан такими средствами не владеет, несмотря на давнее сотрудничество с США», – объяснил эксперт.

Но системы Patriot могут быть эффективны, если только атакуемый объект или район находится рядом, продолжает Ермаков: «К прикрываемым ПВО и ПРО атакованные этой ночью объекты отнести нельзя. В целом при перехвате подобных БРСД средства ПВО должны быть в боевой готовности», – заметил эксперт.

За несколько часов до ударов на юго-западе Пакистана КСИР объявил об уничтожении «израильской шпионской сети» в Курдистане на севере Ирака и целей, связанных с экстремистской организацией «Исламское государство» (ИГ, признано террористическим и запрещено в России) на севере Сирии. В тот же день Багдад осудил действия иранских властей и отозвал своего посла из Тегерана.