В Китае второй год подряд наблюдается сокращение численности населения
Показатель рождаемости в стране – один из худших в миреПо данным Национального бюро статистики КНР, за 2023 г. численность населения этой страны сократилась на 2,08 млн человек и теперь составляет 1,409 млрд человек. Депопуляция в Китае фиксируется второй год подряд: в 2022 г. оно впервые за последние 60 лет сократилось на 850 000.
Показатель рождаемости в КНР за всю историю наблюдений с 1949 г. побил антирекорд: в прошлом году на свет появилось всего 9,02 млн человек (в 2022 г. – 9,56 млн). Таким образом, средний уровень рождаемости в стране теперь составляет 6,39 рождения на 1000 человек, что близко к самым низким показателям в мире. Согласно данным ООН, он зафиксирован в Южной Корее и Гонконге (не включается в упомянутую статистику материкового Китая) – менее 6 человек на 1000 населения.
Показатель смертности в 2023 г. в КНР тоже подскочил до 7,87 на 1000 человек на фоне широкого распространения COVID-19 в стране и, как пишет Bloomberg, достиг максимального уровня с 1960 г. – умерло 11,1 млн граждан. Одной из причин такого роста смертности в СМИ называется резкое снятие всех антикоронавирусных ограничений в декабре 2022 г.
Согласно официальным данным КНР, на конец 2023 г. в стране насчитывалось 296,97 млн человек в возрасте старше 60 лет. Численность же трудоспособного населения (от 16 до 59 лет) составила 864,56 млн человек, или 61,3% граждан (год назад – 62%).
В 2023 г., по оценкам ООН, Индия обогнала КНР и вышла на первое место в мире по численности населения. Газета South China Morning Post приводит прогноз главного экономиста брокерской компании Zhongtai Securities Ли Сюньлэя о том, что к 2027 г. численность населения Китая опустится ниже отметки 1,4 млрд человек, а к 2049 г. – до 1,2 млрд. Согласно более раннему исследованию журнала Lancet, при сохранении нынешней тенденции население Китая уменьшится до 1,31 млрд к 2050 г. и до 767 млн – к 2100 г. (и обойти его к тому моменту сможет даже Нигерия).
При этом в Китае продолжается урбанизация: в 2023 г. число городских жителей выросло на 11 млн человек (достигнув 932,67 млн), а сельское население сократилось на 14,04 млн (477 млн). Таким образом, доля горожан в общей численности населения КНР достигла 66,16%.
К нынешним печальным показателям отчасти привели последствия политики «Одна семья – один ребенок», которая действовала в КНР с 1979 по 2015 г. Тогда китайцам (за некоторыми исключениями на местах и в отношении нацменьшинств) разрешалось заводить не более одного ребенка на семью или двух в деревне, при условии что первой родилась девочка. За нарушение нормы родителям грозили крупные штрафы.
С 2021 г. власти Китая разрешили рожать гражданам и третьего ребенка, но это не привело к беби-буму.
В связи с этим перед КНР все острее встает проблема старения населения и поиск новых моделей роста экономики и достижения социальной стабильности в этих условиях. При этом в китайской Академии общественных наук рассчитали, что у пенсионной системы в ее нынешнем виде закончатся деньги к 2035 г., когда число людей в Китае старше 60 лет (пенсионный возраст для мужчин) вырастет примерно до 400 млн (с нынешнего 21% более чем до 30%). 17 января «Ведомости» писали про выдвинутый Госсоветом план развития экономики для старшего поколения.
Ожидания по показателям рождаемости в Китае в 2023 г. были еще хуже, чем данные официальной статистики, сказал демограф Алексей Ракша. При этом Китай теперь наряду с Таиландом имеет худшую рождаемость среди первых 20 стран мира по населению, добавляет эксперт. Говорить об однозначном дальнейшем падении рождаемости в КНР пока рано, так как полностью уйдет в прошлое фактор COVID-19, но никаких предпосылок для роста пока не наблюдается.
ВВП Китая
5,2% составил прирост ВВП Китая в 2023 г., согласно официальным опубликованным 17 января 2024 г. данным. Общий его объем оценивается примерно в $17,7 трлн. Прирост ВВП КНР в IV квартале 2023 г. составил тоже 5,2% в годовом исчислении (в III квартале он составлял 4,9%, во втором – 6,3%, а в первом – 4,5%).
Вместе с тем в Китае сокращается численность женщин репродуктивного возраста из-за демографической ямы, во многом сходной с российской, сказал Ракша. То есть даже если нынешний показатель рождаемости на одну женщину сохранится, то общее число новорожденных будет в ближайшие годы меньше. По его мнению, у китайского правительства потенциально есть рычаги для стимулирования рождаемости – например, введение общенационального аналога российского материнского капитала на второго ребенка в размере 130 000–150 000 юаней, а также оказание помощи с жильем.
Это, вероятно, подняло бы показатель рождаемости на 15%. Основная ошибка Компартии Китая, из-за которой страна, по сути, сейчас смотрит в «демографическую бездну», заключалась в слишком поздней отмене политики «Одна семья – один ребенок», что необходимо было сделать еще в начале 1990-х гг., считает Ракша.
Показатель уровня рождаемости для правительства Китая очень важен, так как на численность населения завязана предполагаемая модель экономического развития «двойная циркуляция», отмечает заведующий сектором экономики и политики Китая Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН Сергей Луконин. В частности, среди ее задач – увеличить конечное потребление домохозяйств.
Острой проблемой остается и старение населения: пожилые граждане меньше тратят, растет нагрузка на пенсионную систему, а меньшему числу молодых приходится содержать большое количество старых. Стимулирование рождаемости сейчас со стороны властей ограничивается ситуативными и локальными мерами, а не общенациональными, говорит Луконин.
Китайцы не хотят в основной массе своей рожать больше одного ребенка, так как это несет большие траты, отмечает эксперт. В богатых регионах Китая молодое население же все больше ориентируется на собственные потребности. Несмотря на разговоры о возможном введении в КНР мер вроде материнского капитала, пока о полноценной государственной стратегической политике КНР в этой области речи не идет, заключает Луконин.