Эксперты назвали угрозы экономическому росту в 2024 году

Он, вероятно, будет слабым из-за высоких процентных ставок, геополитических рисков, эрозии глобализации
Boris Roessler / DPA / ТАСС
Boris Roessler / DPA / ТАСС

Накануне открытия ежегодного Всемирного экономического форума (ВЭФ) в Давосе (Швейцария), 15 января, было опубликовано очередное исследование Chief Economists Outlook. Оно основано на опросах ключевых мировых экономистов в ноябре – декабре 2023 г. 56% респондентов ожидают ослабления и замедления мировой экономики. 20% прогнозируют неизменность текущих условий, почти четверть – улучшение.

Такие противоречивые результаты подчеркивают, что «неопределенность, которая доминировала в прогнозах в прошлом году, продолжает омрачать краткосрочные экономические события». Среди замедляющих глобальный рост факторов основной – жесткие финансовые условия: высокие ключевые ставки, которые «оказывают давление на настроения потребителей и деловых кругов».

Прогноз МВФ от 11 января 2024 г. предполагает снижение темпов роста в текущем году до 2,9% (в 2023 г. МВФ их оценивал в 3%).

Какого роста ждут от регионов мира

Отличия в ожиданиях экспертов от перспектив роста в разных регионах мира оказалась значительными. Хуже всего мнение экономистов о перспективах Европы: «слабого» или «очень слабого» роста в 2024 г. там ожидают 77%. По США ожидания также пессимистичны: умеренный или более высокий рост допускают лишь 56%. «Обе экономики сталкиваются с жесткими условиями кредитования, замедлением производства и подверженностью геополитическим столкновениям», – поясняется в документе.

Наиболее оживленную, хотя и «умеренную» экономическую активность респонденты ожидают в Азии. В южной и восточной части Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) ее видят в 2024 г. 86% опрошенных (в предыдущем исследовании – 93%).

Исключение – Китай. Слабый спрос, снижение темпов промпроизводства и проблемы на рынке недвижимости, по мнению респондентов ВЭФа, привели к тому, что ожидания «сильного» (19%) и «умеренного» (38%) роста сменились в основном «умеренным» (69%). На Ближнем Востоке и в Северной Африке ожидания ослабли, отражая неопределенность из-за войны Израиля и «Хамас». Но 61% ведущих экономистов по-прежнему прогнозируют умеренный или более сильный рост в 2024 г.

Две трети ведущих экономистов ожидают умеренной инфляции в Европе и США. Ожидания снижения инфляции усилились у экономистов и для Восточной Азии и АТР (30%), Центральной Азии (21%) и Южной Азии (19%). Более четверти респондентов ожидают высокой или очень высокой инфляции в странах Африки к югу от Сахары (36%), в Латинской Америке и Карибском бассейне (26%), на Ближнем Востоке и в Северной Америке (25%).

Геополитика рушит глобализацию, но возрождает промышленность

Семь из десяти ведущих экономистов ожидают, что темпы геоэкономической фрагментации ускорятся. До 87% опрошенных полагают, что торговые войны США и Китая, конфликты на Украине и Ближнем Востоке скажутся на волатильности глобальной экономики и фондового рынка. Эксперты убеждены, что эти процессы продолжат влиять на инвестиционную активность: 86% опрошенных ожидают усиления локализации производства, 80% – укрупнения экономических блоков, усиливающих фрагментацию.

По данным МВФ, из-за торговых ограничений потери мирового производства по итогам 2023 г. могут достичь 7%, глобальной торговли – 5%. Но набирает обороты торговля внутри экономических блоков: рост в 6,2% в III квартале 2023 г. Аналитики ВЭФа исчисляют издержки от фрагментации глобальной торговли для стран с низкими доходами в 4% мирового ВВП – в два раза выше, чем для развитых стран. Частичное отступление глобализации приведет к сокращению экономик торговых блоков. Выгоды третьих стран нивелируются сокращением экономик крупных стран.

Шесть из десяти (57%) опрошенных экономистов говорят, что геополитические риски расширят разрыв между глобальным Севером и Югом. Из-за таких издержек пострадает розничная и оптовая торговля потребительскими товарами, энергетика, сфера финансовых услуг и глобальный туризм.

Но фрагментация экономик одновременно ведет к возрождению промышленной политики, говорится в опросе ВЭФа. Эта стратегия может привести к появлению новых точек экономического роста и новых отраслей. Согласно опросу, 79% экономистов полагают, что в ближайшее время властям стран придется выбирать между поддержанием финансовой стабильности и развитием промышленности.

Оценка российских экспертов

Опрос ВЭФа отражает «средний» взгляд на экономику в 2024 г. и предполагает нарастание дисбалансов и проблем в мировой экономике, отмечает руководитель экономического департамента Института энергетики и финансов (ИЭФ) Сергей Кондратьев. «Но динамика в 2022–2023 гг. как раз показала, что глобальная экономика и отдельные крупные игроки сохраняли большую устойчивость, чем этого ожидали эксперты», – отмечает Кондратьев.

Экономист Константин Церазов полагает, что макроэкономическая статистика по развитым странам пока не предвещает критических угроз глобальному росту. Церазов согласен, что высокие процентные ставки негативно влияют на экономическую активность, но предпосылок масштабного кризиса еще не видно. Тем не менее он напомнил, что статистика зачастую до последнего не показывает предпосылок серьезных проблем.

Портфельный управляющий General Invest Димитрий Резепов в 2024 г. ожидает реализации отложенного эффекта от ужесточения денежно-кредитной политики западными центробанками в 2022–2023 гг., что, по его мнению, приведет к ухудшению экономических условий в мире в целом. Резепов отмечает «сильнейшую со времен холодной войны фрагментацию» мировой экономики. «Ее цена – не только рост инфляции, но и замедление глобального роста», – говорит эксперт.

По мнению Кондратьева, глобальная фрагментация и перестройка экономики создают и ряд возможностей: рост транзитных потоков, параллельного импорта из-за санкций, дополнительные доходы для стран-транзитеров. Увеличение топливных затрат и стоимости фрахта для судов, перевозящих товары между Азией и Европой, из-за проблем в Красном море поддерживает спрос на нефть. «Это проинфляционный рост, и он, вероятно, долгосрочно не будет устойчивым. Но в 2024 г. это будет поддерживать экономику. Как и рост военных расходов и госинвестиций в инфраструктуру», – полагает эксперт ИЭФ.

Возможно, что после многолетнего периода низкой глобальной инфляции мы вступаем в продолжительный период высокой, допускает Церазов. По его словам, долговая нагрузка в публичном секторе стран Запада и Японии в последние десятилетия резко выросла. Поэтому вряд ли кто-то сможет позволить повышать ставки еще существенно выше. Резепов считает, что цикл поднятия ставок западными ЦБ подходит к концу. И, как отмечает эксперт, не только из-за снижения инфляции, но и из-за растущих расходов по обслуживанию долга, что делает невозможным долгое удержание высоких уровней ключевых ставок.

Ухудшение условий в мировой торговле может замедлить темпы снижения инфляции, полагает Кондратьев. Возможно, сейчас опрос воспринимает перспективы стабилизации ситуации и снижения ставок излишне оптимистично, допускает эксперт. «Я думаю, что мы увидим высокие темпы роста в Южной и Центральной Азии, и это действительно общий взгляд на вещи. Но в опросе недооцениваются перспективы Ближнего Востока и Африки, которые могут показать более высокую динамику, чем в 2023 г.», – считает Кондратьев.