ЦИК утвердил правила проведения президентских выборов в новых регионах
Процесс голосования будет прерываться при угрозе жизни, а голосовать будет можно без паспортаЦентризбирком (ЦИК) РФ утвердил положение об особенностях подготовки и проведения выборов президента в период действия военного положения в ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областях. «Проводить выборы в период военного положения – задача непростая, но мы считаем, что наши консолидированные действия приведут к тому, что избирательная кампания будет проведена, вопреки всему, на высоком организационном уровне, избиратели смогут безопасно проголосовать, а члены комиссий – безопасно работать в эти дни», – заявил зампред ЦИК Николай Булаев.
До 2023 г. проведение выборов в условиях военного положения было запрещено законом, сейчас это возможно при соответствующем решении ЦИК. Булаев пояснил, что комиссия сделала это после консультации с представителями Минобороны, ФСБ, а также властями новых субъектов.
Избиркомы в новых регионах будут самостоятельно устанавливать перечень документов, использование которых необходимо при голосовании для идентификации избирателя. Есть те, кто не успел получить российский паспорт, но лишить их избирательного права «бесчеловечно», отметил Булаев. Аналогичная норма действовала и в единый день голосования (ЕДГ) в 2023 г. К голосованию допускали тех, у кого уже есть заявка на получение паспорта гражданина России, писали «Ведомости» 26 марта. Планировалось завершить паспортизацию до выборов в сентябре. Помимо паспорта могут использоваться военные билеты, временные справки, которые будет выдавать администрация, документы иностранного государства, водительское удостоверение, т. е. любая бумага, минимально подтверждающая идентификацию человека, считает политюрист Антон Рудаков.
Избиркомы по предложению ТИКов смогут устанавливать перечень труднодоступных местностей, в которых можно будет провести досрочное голосование как групп избирателей, так и в целом по избирательному участку. На таких участках, как и в местах временного пребывания избирателей, в воинских частях и местах пребывания избирателей без регистрации по месту жительства, предусмотрен упрощенный порядок формирования УИКов. В их состав будут включены лица, не входящие в резерв составов участковых комиссией.
Если на участке планируется большое количество избирателей, то число членов УИКа по решению ТИКа может быть увеличено, но не более чем на четыре человека. На участках, где располагаются военные, в УИКе будет не более двух членов с правом решающего голоса.
Как и на выборах в сентябре, ЦИК не будет публиковать данные о численности избирателей и адресах избирательных участков и комиссий (сейчас на сайте нет информации и об общем количестве голосующих там граждан). В случае возникновения угрозы для безопасности продолжительность голосования может быть сокращена. Этой нормой активно пользовались в 2023 г., в определенных обстоятельствах «без нее вообще невозможно обойтись», подчеркнул Булаев.
Если жизням членов УИКа будет угрожать опасность, то они могут приостановить свою работу на любом этапе. Бюллетени и документы, в свою очередь, «незамедлительно» доставляются в другое безопасное помещение, в котором и будут завершены эти процессы, говорится в постановлении. Данные же из протоколов с итогами голосования сразу после подписания могут быть переданы по техническим каналам связи в ТИК.
Журналисты будут аккредитовываться на выборы в новых регионах в порядке, установленном конкретным избиркомом.
Упрощение процедур не означает девальвации гарантий свободных выборов, считает политтехнолог Олег Захаров. В этих условиях на первый план выходит институт наблюдателей, которые могли бы снять подозрения в том, что новации будут задействованы для фальсификаций, считает он. Электоральный эксперт Аркадий Любарев говорит, что организовать полноценный контроль в условиях военного положения трудно так, как это делают в других регионах РФ.
Сами выборы важны не столько юридически, сколько политически, отмечает Рудаков. А директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков добавляет, что выборы – это инструмент фиксации того, что жители новых регионов живут по законам России, а также пользуются ее правами. «Чем больше ритуалов будет проведено, тем крепче регионы будут вплетаться в саму ткань российской государственности», – пояснил «Ведомостям» Гращенков.