Президент США Байден хочет дружить с Анголой

Вашингтон пытается сохранить влияние в Африке
Andrew Harnik / AP Photo
Andrew Harnik / AP Photo

30 ноября президент США Джо Байден встретился в Вашингтоне с президентом Анголы Жуаном Лоренсу. Лидеры обсудили вопросы двусторонних американо-ангольских отношений и возможности развития долгосрочного партнерства США и Африки в целом. 

Байден упомянул строительство сети железных дорог из районов Демократической Республики Конго (ДРК) и Замбии, где добывается медь и важные для зеленой экономики металлы, к ангольскому порту Лобиту. Этот проект финансируется совместно США и ЕС по линии Партнерства по глобальной инфраструктуре и инвестициям (GII), созданного в 2022 г. странами G7 в качестве альтернативы китайской инициативе «Пояса и пути». Президент США заметил, что это «самая масштабная инвестиция» страны в африканские железные дороги в истории.

Байден вспомнил и о вложениях в африканские проекты, связанные с энергетической безопасностью и сельским хозяйством. По его словам, инвестиции США в сельскохозяйственный сектор сделают Анголу экспортером продуктов питания к 2027 г. «Америка болеет за Африку», – подчеркнул Байден.

Лоренсу поблагодарил Байдена и заверил его в намерении Анголы укреплять двустороннее сотрудничество по экономическим вопросам и в сфере безопасности.

Как сообщает Associated Press со ссылкой на письмо лоббиста Роберта Каплы (работает на юридическую фирму Squire Patton Boggs), направленное советнику госсекретаря по делам Африки в госдепартаменте США Молли Фи еще 3 мая 2023 г., визит Лоренсу не носил рядовой характер. Согласно тексту письма, если Лоренсу не встретился бы с Байденом в 2023 г., то «позитив в двусторонних отношениях, достигнутый с 2017 г.», начал бы уменьшаться.

Капла подчеркнул, что проект коридора в Анголу – единственная возможность для США получить доступ к редкоземельным ресурсам ДРК и самой Анголы. До этого, 11 апреля, Капла послал письмо с рекомендациями старшему советнику президента США по энергетической безопасности и, по совместительству, заместителю главного советника по энергетике и инвестициям Амосу Хохштейну.

Капла говорит не только как консультант, но и как посредник между Лоренсу и госдепартаментом США. Он указал, что Squire Patton Boggs с 2019 г. работает с аппаратом президента Анголы. «Уважаемый Амос… хочу уведомить тебя о нашей (фирмы. – “Ведомости”) задаче… о результатах мы напрямую докладываем президенту Лоренсу», – сказано в письме от 11 апреля.

Байден также заявил, что планирует посетить Анголу. Он не конкретизировал, когда состоится визит. В декабре 2022 г. президент США пообещал, что посетит Африку в 2023 г. Президент Анголы уточнил, что даты будут оговорены позже.

Если визит состоится, то это будет первая поездка американского президента в Африку с 2015 г. В декабре 2022 г. администрация Байдена организовала Саммит лидеров США и Африки, в котором приняли участие делегации 49 стран. На полях саммита Байден пообещал, что будет расширять вовлеченность США в процессы на континенте. 

Ангола не представляет существенного экономического интереса для Вашингтона, но может помочь удержать политические позиции в Африке, считает директор Центра изучения Африки ВШЭ Андрей Маслов. Эксперт отметил, что курс президента Лоренсу отличается от того, которого придерживался его предшественник Жозе Эдуарду душ Сантуш, и направлен на диверсификацию партнерства и сокращение влияния КНР.

Весьма вероятно, что США будут стремиться ограничить и российское присутствие в Анголе, в частности, в сфере поставок вооружений. Так, кроме попавшего во времена холодной войны советского оружия уже Россия поставила стране более полусотни БМП-1 в 1990-е гг., 12 Су-30 в 2019-2020 гг., восемь Ми-171Ш в 2015-2016 гг., артиллерийское вооружение, снаряды, стрелковое оружие и патроны.

«Американцы хотят не только поставлять ангольцам вооружения, но и обучать их командный состав», – полагает Маслов. 

Эксперт объясняет, что потенциал Анголы как партнера США обусловлен в первую очередь военно-стратегическими возможностями. Вооруженные силы Анголы – одни из самых боеспособных на континенте, что позволяет стране влиять на внутриполитическую ситуацию некоторых, в том числе богатых ресурсами, соседей, резюмировал Маслов.

Сближение США и Анголы может затронуть и российские интересы в алмазодобывающей сфере – Вашингтон будет стремиться ограничить присутствие в стране в сфере добычи алмазов, полагает Маслов. Российская группа компаний «Алроса» активна в Анголе с 1992 г. Она владеет 41% акций горнорудного объединения «Катока». Компания носит имя четвертого в мире месторождения (и по объему разведанных запасов, и по добыче), расположенного на северо-востоке Анголы. В середине октября в СМИ появились новости о том, что «Алроса» ведет переговоры о выходе из Катока, но компания опровергла это.

«Что касается интереса американцев к редкоземельных ресурсам, о котором говорится в письме Каплы, то, насколько он в действительности серьезен, трудно говорить. В контексте запасов таких минералов страна малоизучена, нет официально подтвержденных существенных запасов», – заключает Маслов.