Владимир Путин впервые за два года выступил на саммите G20
Его речь на виртуальной встрече организации была обращена преимущественно к глобальному ЮгуПрезидент России Владимир Путин 22 ноября принял участие в виртуальном саммите лидеров стран G20. Это первое с начала боевых действий на Украине выступление российского лидера на этой площадке. Очный саммит G20 в сентябре в Дели российский лидер не посещал, а виртуальный должен был подвести итоги председательства Индии в G20.
Лидеры США и КНР Джо Байден и Си Цзиньпин участия в мероприятии не приняли. Байден, по сообщению пресс-службы Белого дома, решил совместить день рождения и подготовку к Дню благодарения. Причины отсутствия Си, принявшего в тот же день спикера российской Госдумы Вячеслава Володина, официально не объявлялись.
Путин высоко оценил год индийского председательства в группе – его целью был поиск «решений по-настоящему актуальных вопросов международной социально-экономической повестки», для чего и создавалась G20. «Именно для этого и создавалась «Группа двадцати» – как важная многосторонняя структура управления в сфере глобальной экономики и финансов», – напомнил Путин.
По мнению президента, это особенно важно, когда «конфронтационные попытки различного рода по-прежнему продолжаются», в то время как мировые рынки переживают турбулентность и обострение хронических проблем. Их, как считает российский лидер, обостряют санкции и другие «недобросовестные методы конкурентной борьбы», включая намеренные нарушения производственных цепочек и инфраструктуры.
Российский лидер подчеркнул, что сейчас мир находится в процессе «кардинальной трансформации», в ходе которой «появляются и крепнут новые мощные центры глобального экономического развития». «Значительная доля мировой инвестиционной, торговой и потребительской активности смещается в азиатские, африканские и латиноамериканские регионы», – напомнил Путин.
Он отметил, что Москва выполняет все свои обязательства в поставках продовольствия и остается одним из крупнейших экспортеров, в том числе для «глобального Юга». «В Африку, например, в нуждающиеся страны направлены первые корабли с российским зерном бесплатно», – сказал российский лидер. Путин также заверил, что Россия готова работать над решением глобальных экономических проблем как на площадке G20, так и БРИКС, «вес и влияние которого, конечно, растет, это очевидно, особенно с учетом процесса его расширения».
Эти слова совпадают с принципиальной позицией председателя G20 в 2023 г. Индии, которая отказалась поднимать на площадке «двадцатки» вопросы вооруженных конфликтов, включая украинский. G20, по мнению Дели, – экономическая организация и должна решать проблемы глобального роста, неравенства и развития. Нарендра Моди отнес к достижениям и предметам гордости председательства в группе то, что Африка получила в ней право голоса – в саммитах принял участие председатель Африканского союза.
«За последний год в «Большой двадцатке» голос глобального Юга также был услышан», – заявил премьер-министр Индии.
Благодаря позиции Дели в обсуждавшейся на виртуальном саммите декларации саммита G20 в Дели – в отличие от саммита ноября 2022 г. на индонезийском Бали – отсутствовали слова об осуждении действий России в конфликте на Украине. Упоминалось лишь, что «большинство стран осудили [боевые действия]». Российская сторона не упоминалась не только в негативном контексте, но и вообще.
Но на мероприятии 22 ноября некоторые западные страны вновь использовали площадку для критики Москвы в связи с ситуацией на Украине. Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен в своей речи дважды упомянула Украину и дважды – сектор Газа.
На этом фоне Путин в очередной раз заявил, что Россия никогда не отказывалась от мирных переговоров с Украиной. «Это не Россия, а Украина публично объявила о том, что она выходит из переговорного процесса», – сказал российский президент. Это же Путин не раз говорил лидерам стран глобального Юга в течение 2023 г., выступавшим за начало политического урегулирования украинского кризиса.
Виртуальные гости Индии
Кроме Путина и Моди на саммите в режиме видеоконференции выступили Урсула фон дер Ляйен, премьер-министр Канады Джастин Трюдо, президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва, премьер-министр Бангладеш Шейх Хасина. В саммите также приняли участие председатель Африканского союза Азали Ассумани, лидеры девяти стран – гостей сентябрьского саммита в Дели и главы 11 международных организаций, в том числе директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева.
По мнению научного руководителя Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) НИУ ВШЭ Тимофея Бордачева, то, что Индия задала в G20 свою повестку и контролировала ее, сыграло на руку и России. А повестка, нужная Дели, состоит в том, чтобы «двадцатка» не занималась геополитикой и вооруженными конфликтами, а действовала в области решения глобальных экономических и социальных проблем, пояснил эксперт.
Такой же позиции с начала украинского конфликта придерживалась и Россия. По словам Бордачева, это позволило изъять из обсуждений G20, насколько это возможно, украинскую проблему – по крайней мере, она ушла с первого плана. «Индия, таким образом, одержала свою дипломатическую победу, а индийская победа оказалась и победой России», – считает эксперт. Он отмечает, что стабилизация международного фона вокруг России благодаря повороту к глобальному Югу привела к тому, что российский лидер принял решение чаще участвовать в международных мероприятиях.
К примеру, 21 ноября с участием Путина прошел внеочередной онлайн-саммит БРИКС. До этого, в августе, российский лидер выступил дистанционно на саммите группы в ЮАР. Курс Москвы на продолжение участия в работе международных площадок, несмотря на попытки изоляции со стороны Запада, оказался верным: этому являются свидетельством очная работа главы МИДа Сергея Лаврова на саммите в Дели в сентябре или вице-премьера Алексея Оверчука на саммите АТЭС в Сан-Франциско в ноябре, считает Бордачев.