Турция может снять возражения против расширения НАТО, если ей пойдут навстречу
Но сделать это Швеции и Финляндии будет трудноТурция заблокировала рассмотрение поданных 18 мая заявок Финляндии и Швеции о вступлении в НАТО, сообщили Financial Times (FT) и агентство DPA. Послы стран – членов НАТО встретились в этот день с целью начать переговоры о вступлении в альянс этих скандинавских стран, но из позиции Турции стало ясно, что голосование о начале рассмотрения заявок не состоится, сообщает FT. Подобные решения в НАТО принимаются консенсусом.
Неназванный представитель властей Турции подтвердил FT, что Анкара затормозила процесс, но настоял на том, что Турция не исключает перспективы присоединения Швеции и Финляндии. «Мы не говорим, что они не могут быть членами НАТО. Мы хотим достичь соглашения <...> Чем раньше мы сможем прийти к соглашению, тем раньше можно будет начать обсуждение вступления». «Ведомости» направили запрос в пресс-службу НАТО.
Выступая 18 мая в парламенте, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что западные союзники не способны уважать чувствительность Анкары к терроризму, и обвинил Швецию и Финляндию в отказе выдать 30 человек из числа сторонников Рабочей партии Курдистана (РПК) и проповедника Фетуллаха Гюлена, обвиняемых в Турции в терроризме.
Блокирование решений НАТО с использованием принципа консенсуса ранее произошло в 2003 г., тогда Бельгия и Франция отказались одобрить отправку зенитных ракетных систем Patriot в Турцию для защиты от Ирака. Этот частный вопрос означал нежелание выступавших против войны в Ираке западноевропейских стран НАТО позволить США использовать в этой войне структуры альянса.
Из-за позиции Анкары вступление Швеции и Финляндии в НАТО может затянуться, уверен научный сотрудник сектора Турции Института востоковедения РАН Амур Гаджиев. С каждым днем Турция требует все больше и больше уступок взамен на свое согласие принять две североевропейские страны в альянс. Кроме пунктов о курдских и гюленистских организациях в Швеции и Финляндии Анкара напоминает, что ее оборонная промышленность находится под санкциями, а также изъявляет желание вернуться в программу производства истребителей пятого поколения F-35. Определенной почвы для начала переговоров Турции со Швецией и Финляндией пока нет. По словам Гаджиева, выполнение Стокгольмом и Хельсинки требований прекратить деятельность РПК и гюленистов маловероятно. Эти правительства прочно увязывают данные вопросы с правами человека, и им нелегко будет объяснить общественности, почему ради военно-политических целей они отказались от своих основополагающих принципов. Именно поэтому позиция Швеции и Финляндии по этому принципиальному для Турции вопросу весьма твердая, поясняет эксперт.
В случае со Швецией есть еще один, практически личный момент, затрудняющий антикурдские движения нынешнего кабинета. Премьер-министр Швеции социал-демократ Магдалена Андерсон была избрана в ноябре 2021 г. лидером самого слабого с 1978 г. правительства меньшинства в том числе благодаря голосу единственного независимого кандидата курдского происхождения Амины Какабаве, сообщает шведский ресурс TheLocal.se.
Попытки других союзников по НАТО надавить на Турцию приводят к обратной реакции. В Анкаре рассчитывали, что НАТО примет во внимание большую роль, которую Турция играет в структурах альянса, и пойдут ей навстречу, продолжает Гаджиев. Ситуация, когда члены НАТО давят на своего союзника, чтобы принять в свои ряды третьи страны, вызывает у турецкого руководства и общественности непонимание и разочарование таким дискриминационным подходом. Вполне обоснованные надежды, что генсек НАТО примет во внимание 70-летнее членство Турции в альянсе, не оправдались, резюмирует эксперт.
Сторонам удастся быстро договориться и Турция снимет возражения, если США, другие члены НАТО и Швеция с Финляндией просто обозначат готовность идти навстречу турецким требованиям, считает Дмитрий Стефанович из Центра международной безопасности ИМЭМО РАН. Требования Турции не выглядят абсолютно невыполнимыми, продолжает он. Однако, судя по тому, как США требуют от Китая соблюдать антироссийские санкции, не предлагая ничего взамен, пряника для Турции может и не быть, а это осложнит ситуацию для НАТО, продолжает он.