Швеция вслед за Финляндией вступает официально в НАТО
Россия станет прямым противником альянса, но это мало что изменитШвеция официально приняла решение о подаче заявки на членство в НАТО. Об этом говорится в опубликованном 15 мая заявлении правящей Социал-демократической партии. «На своем заседании сегодня, 15 мая 2022 г., правление партии социал-демократов решило, что партия будет работать над тем, чтобы Швеция подала заявку на членство в НАТО», – говорится в заявлении (цитата по «РИА Новости»). В документе сказано, что Швеция в случае одобрения заявки выступит против размещения ядерного оружия и военных баз на своей территории.
После Венского конгресса 1815 г., завершившего эпоху Наполеоновских войн, Швеция стала нейтральным государством, не участвовавшим ни в Крымской, ни в обеих мировых войнах.
15 мая о решении вступить в НАТО официально объявила Финляндия, однако лидеры политических партий и премьер страны объявили о принятии такого политического решения еще 12 мая. 14 мая президент страны Саули Ниинистё обсудил ситуацию с российским лидером Владимиром Путиным. По сообщению сайта Кремля, Владимир Путин заявил Ниинистё, что «отказ от традиционной политики военного нейтралитета был бы ошибочным, поскольку никаких угроз безопасности Финляндии не существует. Такое изменение внешнеполитического курса страны может негативно сказаться на российско-финляндских отношениях, которые на протяжении многих лет выстраивались в духе добрососедства и партнерского сотрудничества, носили взаимовыгодный характер». В то же время финский президент заявил после беседы, что реакция Путина была умеренной.
Финляндия после поражения от СССР во Второй мировой войне также стала нейтральным государством, и, согласно мирному договору 1948 г., в случае угрозы безопасности должна была вступить в консультации с СССР. После распада Советского Союза финская сторона добилась исключения этого пункта из договора.
Решение о приеме новых членов в НАТО принимается членами альянса солидарно, однако против двух новых заявок неожиданно выступил Стамбул. Турецкий народ против вступления Финляндии и Швеции в состав НАТО и просит руководство своей страны заблокировать данный процесс. Об этом заявил 14 мая министр иностранных дел республики Мевлют Чавушоглу в преддверии неформальной встречи глав внешнеполитических ведомств стран – членов НАТО в Берлине. «Эти две страны [Финляндия и Швеция] открыто поддерживают и контактируют с РПК (Рабочей партией Курдистана) и YPG («Силы народной самообороны» в Сирии; Турция считает их сирийским филиалом РПК. – «Ведомости»), являющимися террористическими организациями, которые каждый день атакуют наших солдат. Только вчера мы потеряли одного военного», – пояснил министр. О том, что не видит позитива во вступлении Швеции и Финляндии в альянс, высказался и президент Турции Реджеп Эрдоган.
Позднее 15 мая и генсек альянса Йенс Столтенберг, и госсекретарь США Энтони Блинкен заявили, что Турция не блокирует принятие двух стран в НАТО. Анкара не закрыла дверь для членства Швеции и Финляндии в НАТО, но хочет переговоров со странами Северной Европы и пресечения «террористической деятельности», особенно в Стокгольме, пояснил 15 мая представитель президента Турции Ибрагим Калын.
Одновременно с потенциальным расширением НАТО Столтенберг заявил 15 мая, что на саммите лидеров стран организации в июне будет принята новая стратегическая концепция, согласно которой Россия будет признана прямой угрозой. Формулировка, по его словам, может измениться, если Россия изменит свое поведение.
После 2014 г. Россия уже обозначалась НАТО как угроза, но при этом допускалась возможность диалога, говорит эксперт Российского совета по международным делам Александр Ермаков. По всей видимости, в новой стратегической концепции НАТО о возможности диалога при текущем состоянии отношений вообще говориться не будет, описание России как угрозы будет изложено более четко, чем ранее, продолжает эксперт.
НАТО всегда было антироссийским блоком, говорит директор Фонда развития технологий XXI века Иван Коновалов. Поэтому изменение формулировок в данном случае мало что значит, продолжает он. После 2014 г. НАТО заявляло о приверженности как сдерживания, так и диалога с Россией, но фактически никакого диалога не было, напоминает он.