Талибы объявили о полной победе в Афганистане
Повстанцы в Панджшерской долине продержались меньше месяцаПредставитель «Талибана» (запрещен в России) Забихулла Муджахид 6 сентября заявил о взятии под контроль всей провинции Панджшер. Таким образом, история панджшерского сопротивления талибам, начавшаяся 15 августа, завершилась через 22 дня.
Это сопротивление возглавляли вице-президент в прежнем правительстве Афганистана Амрулла Салех и Ахмад Масуд, сын убитого в 2001 г. борца с талибами Ахмад Шаха Масуда, заявившие об образовании Фронта национального сопротивления (ФНС). На этот раз, в отличие от сообщений на прошлой неделе, талибы предъявили доказательства – фото боевиков движения у мавзолея Ахмад Шаха Масуда. Фактически поражение признал и ФНС, призвав противников талибов к партизанской войне.
Представители ФНС ранее заявляли, что успехи талибов объясняются участием в боях на их стороне пакистанских войск, применявших беспилотники и вертолеты. Участие пакистанцев возможно, считает Омар Нессар из Института востоковедения РАН, и применение этих средств – вертолетов и беспилотников – могло стать причиной поражения панджшерцев.
Ряды талибов составляют выходцы не только из Афганистана, но и из соседних стран, говорит научный сотрудник Стокгольмского института проблем мира (SIPRI) Петр Топычканов. Наконец, поскольку среди талибов достаточно военнослужащих бывшей Афганской национальной армии, подготовленных США и их союзниками, то, по его мнению, защищавшие Панджшер вполне могли наблюдать тактику регулярных частей у нападавших групп. Что касается участия пакистанских войск в боях на стороне талибов, то об этом рано судить, считает эксперт, пока не предъявлены доказательства, да и талибы, как победившая сторона, могли скрыть присутствие иностранцев, если оно было.
«Факт, что талибы взяли административный центр Панджшера. Другой вопрос – если вы посмотрите на историю Панджшера, то даже в период военного присутствия Советского Союза его войскам неоднократно удавалось эту провинцию взять, но всегда советские военные руководители приходили к выводу, что удерживать его дороже, чем отдать, потому что возможны партизанские набеги», – говорит Нессар.
Пока на захват Панджшера отреагировал только Иран. Глава МИДа страны Саид Хатибзаде заявил 6 сентября на пресс-конференции, что Тегеран сожалеет о гибели ряда лидеров сопротивления, решительно осуждает блокаду Панджшера и наступление талибов.
«Талибан» пытался и пытается подавить любое сопротивление в стране – будь то вооруженная оппозиция или мирные протесты, для того чтобы предстать перед внутренними и внешними наблюдателями как единственная сила, способная контролировать страну», – полагает Топычканов. «Их тактика – совмещать устрашение с примирительными заявлениями о соблюдении прав в стране. На самом деле, когда и если им удастся полностью подчинить страну и избежать внутренних расколов в движении, они могут отвергнуть прошлые заявления, как они сделали с обещанием инклюзивного правительства», – говорит эксперт.
По мнению Нессара, теперь у мирового сообщества, с очевидным упадком сопротивления в Панджшере, стало как минимум на один рычаг давления в отношении «Талибана» меньше. Однако получение контроля над мятежной провинцией не является решающим фактором в улучшении международного положения захватившей Афганистан группировки.
6 сентября талибы заявили, что хотят позвать на церемонию объявления нового правительства страны представителей Турции, Катара, Ирана, Китая, Пакистана и России. Министр иностранных дел России Сергей Лавров в ответ не исключил посылки представителей на эту церемонию при условии, что правительство будет инклюзивным. Это, по словам Лаврова, означает, что в нем должны быть представлены национальные меньшинства – таджики, узбеки и хазарейцы.