Сенат США единогласно поддержал протестующих в Гонконге

Протесты в городе все больше ожесточаются, его автономия все больше размывается
Гонконгцы призывали США поддержать их в противостоянии с властями города и Китаем
Гонконгцы призывали США поддержать их в противостоянии с властями города и Китаем / Kin Cheung / AP

Сенаторы в конгрессе США единогласно одобрили законопроект «О правах человека и демократии в Гонконге». Он обязует президентскую администрацию ежегодно оценивать, заслуживает ли Гонконг сохранения особого статуса в экономических отношениях с США. Этот статус помог в развитии гонконгской экономики и финансового центра. Сейчас, например, поставляемые из Гонконга товары не облагаются в США пошлинами, как товары из материкового Китая.

Госсекретарь должен будет ежегодно представлять доклад о том, в достаточной ли степени Гонконг сохраняет независимость от Пекина, а министерство торговли США – о том, следует ли правительство Гонконга экспортным регулирующим нормам США и санкциям ООН. На президента США возлагается обязанность вводить санкции в отношении людей, нарушающих права человека в Гонконге.

«Люди в Гонконге видят, что их ждет. Они видят настойчивые попытки подорвать их автономию и свободы», – заявил сенатор-республиканец и автор законопроекта Марко Рубио. Гонконгцы уже давно призывают США поддержать их, они выходили на демонстрации с американскими флагами, некоторые приезжали в Вашингтон, чтобы встретиться с членами конгресса.

Сенатский документ во многом совпадает с законопроектом, который около месяца назад одобрила палата представителей. Теперь документы должны быть согласованы, чтобы итоговый вариант отправился на подпись президенту Дональду Трампу, который, как сообщала в июне Financial Times (FT), на саммите «двадцатки» в Осаке пообещал председателю КНР Си Цзиньпину не критиковать Пекин за события в Гонконге в надежде возобновить торговые переговоры.

Ожесточенный протест

Правда, в июне массовые выступления против законопроекта об экстрадиции гонконгцев в Китай только начинались. С тех пор, несмотря на отзыв законопроекта осенью, они переросли в масштабные протесты с требованиями демократизации. Власти Гонконга надеялись, что с началом учебного года протесты, в которых участвует много молодежи, пойдут на спад. Но этого не произошло, в последние месяцы столкновения с полицией стали более ожесточенными.

С прошлой недели студенты заняли кампус Гонконгского политехнического университета, а в начале этой там шли настоящие бои между ними и полицией. Студенты кидали коктейли Молотова и кирпичи, полицейские отчитались, что в понедельник, во время самых ожесточенных столкновений почти за шесть месяцев, 1458 раз стреляли слезоточивым газом, 1391 раз – резиновыми пулями, применили 265 губчатых гранат. (Сенатский законопроект включает запрет на продажу гонконгской полиции некоторых видов боеприпасов, в том числе слезоточивого и перечного газа.)

Во вторник политики, представители университетов и социальных служб договорились вывести с территории политехнического университета сотни молодых людей в возрасте 18 лет и моложе в обмен на обещание их не арестовывать и освободить от судебного преследования. Хотя многие вышли, не все поверили взрослым. «Они говорят, что все будет хорошо, если тебе меньше 18. Но я в это не верю», – приводит The Wall Street Journal (WSJ) сообщение 16-летнего подростка, который решил остаться. В университете остается около 100 человек; около 1100, по данным полиции на середину вторника, были арестованы.

Медицинские власти Гонконга попросили жителей с небольшими травмами обращаться в амбулаторные учреждения или к частным докторам, поскольку городские больницы переполнены пострадавшими в политехническом университете, передает WSJ.

Размывание автономии

Правительство Гонконга заявило в среду, что сенатский законопроект может навредить более чем 1300 американским компаниям, работающим в городе, и живущим там 85 000 граждан США: «Любое одностороннее изменение экономической и торговой политики США в отношении Гонконга окажет негативные последствия на отношения между сторонами, а также на собственные интересы США». С этим согласна Уэнди Катлер, в прошлом работавшая в офисе торгового представителя США (сейчас – сотрудник Asia Society). «Как только вы вводите эту ежегодную сертификацию, вы подрываете определенность, которая чрезвычайно важна для бизнеса, – приводит ее мнение FT. – Компаниям становится сложнее принимать решения о том, инвестировать и расширять ли бизнес в Гонконге». В городе уже началась рецессия (спад зафиксирован во II и III кварталах); удар по его экономике нанесли и ухудшение в экономике Китая, и торговые войны, и протесты.

Действия сенаторов нарушают международное законодательство, заявило министерство иностранных дел Китая. «Проблема, с которой столкнулся Гонконг, связана не с правами человека или демократией, а с необходимостью остановить насилие и хаос», – сказал представитель МИДа Гэн Шуан.

США и другие страны справедливо жалуются на то, что Китай в последние 5–10 лет размывает политическую автономию города, отмечает Курт Тон, который до этого лета возглавлял генеральное консульство США в Гонконге. «Но Гонконг никогда не был полностью автономным», оговаривается он, несмотря на наличие собственной валюты, правовой и регуляторной систем. Законопроект сената повышает вероятность того, что Вашингтон может «резко» изменить свою позицию по Гонконгу в зависимости от происходящего на улицах города, а не от «ситуации в целом касательно автономии Гонконга», считает Тон.

При чем здесь Великобритания

Бывший сотрудник консульства Великобритании в Гонконге, житель города Саймон Чен рассказал The Wall Street Journal, что во время 15-дневного задержания сотрудники китайской тайной полиции пытали его, требуя предоставить информацию о возглавляющих протесты активистах. По словам Чена, арестованного в августе, его били, приковывали за вытянутые руки и ноги, не давали спать. На допросах его постоянно спрашивали о том, какую роль в организации беспорядков играет Великобритания.
Министр иностранных дел Великобритании Доминик Рааб осудил то, как Китай обращался с Ченом; по его словам, это можно «приравнять к пыткам». Он сказал WSJ, что вызвал китайского посла, чтобы «высказать наше негодование». Рааб потребовал от Китая провести расследование и наказать виновных.

Власть и деньги Китая берут верх

Ужесточение позиции Пекина по отношению к Гонконгу идет по разным направлениям – от символических до юридических. Несколько дней назад солдаты китайской армии, которые до сих пор никак не участвовали в событиях, связанных с протестами, вышли на улицы города, чтобы помочь разобрать завалы, оставшиеся после перекрытия дорог демонстрантами. А постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей менее чем через 24 часа после того, как высший суд Гонконга назвал неконституционным запрет носить маски, введенный в октябре администрацией, заявил, что тот не имел права этого делать. «Только постоянный комитет может решать, соответствуют ли законы Гонконга его Основному закону», – заявил комитет во вторник.

Постоянный комитет действительно обладает последним словом в трактовке законов, но Уилсон Лэун, представитель гонконгской Группы прогрессивных юристов, назвал «шокирующим» его заявление о том, «что гонконгские суды не имеют права интерпретировать Основной закон, хотя они изо дня в день делали это в течение последних 22 лет».

«Наша независимая правовая система – одна их критически важных черт структуры «одна страна – две системы» и автономии Гонконга. Похоже, Пекин делает еще один шаг, чтобы эту структуру разрушить», – приводит его мнение FT.

Протесты в Гонконге – одно из проявлений движения против падения жизненного уровня, которое наблюдается во многих странах, пишет Йон Триси в своем инвестиционном бюллетене Fuller Treacy Money. Цены на недвижимость в Гонконге – одни из самых высоких в мире, особенно по сравнению с местными доходами. Приток капиталов с материка привел к росту цен на всё. А планы Пекина сделать Шэньчжэнь, Гуанчжоу, Гонконг и Макао единым торгово-финансовым хабом для Гонконга в лучшем случае «брак равных», а в худшем – необратимое падение значимости его экономики по сравнению с китайской, перечисляет Триси. Гонконгцы понимают, что власть и деньги Китая начинают брать верх. «Свободные выборы, которых они требуют, – не панацея, не говоря уже о том, что Китай абсолютно не намерен идти навстречу этому требованию. У этой безвыходной ситуации нет легкого решения. Это означает, что чем дольше длятся протесты, тем выше вероятность введения комендантского часа», – считает Триси.