Как Китай победил мобильное приложение для Гонконга
За доступ на китайский рынок корпорации готовы продать душу, и местные власти это знаютАмериканская индустрия развлечений всегда гордилась тем, что через фильмы, сериалы, книги и даже видеоигры рассказывает миру о «настоящих либеральных ценностях», о важности свободы и человеческого достоинства. Нет, конечно, заработки никто не отменял, но эта великая американская мечта – основа голливудской фабрики грез.
И на земле нет фабрики мощнее. Крупнейшая индустрия развлечений и крупнейшая технологическая индустрия в мире, кажется, диктовали правила игры в каждом уголке планеты. Сейчас, в эту минуту дети где-нибудь в Бостоне, Москве и Бангкоке смотрят мультфильмы Disney или рубятся в игру на телефоне Apple.
Портит всю эту красивую картинку Китай. Страна с 1,5 млрд жителей, 800 млн из которых регулярно заходят в интернет и 200 млн – регулярно ходят в кино. Рынок развлечений здесь уже превысил $250 млрд и за ближайшие три года, по прогнозу PwC, вырастет еще в 1,5 раза. Для сравнения: российский рынок на порядок меньше.
За доступ на рынок Китая корпорации готовы продать душу, и местные власти это знают. Отступникам, позволившим себе любую критику или пренебрежение политикой Коммунистической партии Китая, объявляется бойкот. Неудивительно, что Google в итоге согласился сотрудничать с китайской цензурой, а голливудские студии начали вырезать из фильмов целые куски, чтобы пройти местный фильтр.
Apple на днях все-таки удалила из своего магазина приложение HKmap.live. С помощью этой мобильной карты участники протестов в Гонконге следили за передвижениями полиции. Каплями воды они отмечали водометы, динозаврами – отряды спецназа, поскольку такое прозвище им дали местные жители. Приложение было заблокировано после того, как официальная газета правительства «Жэньминь жибао» назвала его токсичным и написала, что с его помощью протестующие не избегают полиции, а нападают на нее.
Протесты в Гонконге стали жуткой головной болью для американских корпораций. Власти Китая жестко подавляют сторонников протеста внутри страны и очень внимательно следят за критикой своих действий во внешнем мире. Отдуваться приходится и частным компаниям, которые, казалось бы, к политике не имеют никакого отношения.
Так, игровая компания Blizzard лишила призовых и на год отстранила от соревнований профессионального игрока в Hearthstone за то, что тот в эфире после матча заявил о поддержке жителей Гонконга. Трусливое решение вышло боком – в США уже развернулась кампания по бойкоту Blizzard, пользователи демонстративно отписываются от игр компании, а другие профессиональные игроки выходят в эфиры по играм Blizzard с плакатами за Гонконг.
Попытку американских компаний усидеть на двух стульях – сохранить лояльных клиентов и угодить китайским цензорам – сатирично описали сценаристы знаменитого мультфильма «Южный парк». В нем китайские военные правят сценарии для голливудских фильмов, а Микки-Маус как олицетворение киностудии Disney восхваляет компартию. «Мне надоело, что китайцы диктуют, как делать американское искусство!» – возмущается один из героев мультфильма. После выхода серии китайские цензоры вычистили с местных платформ любые следы всех сезонов «Южного парка».
Голливуд не впервые прогибается под иностранных цензоров ради кассовых сборов. Перед началом Второй мировой войны голливудским продюсерам приходилось слушать немецких цензоров: по тем временам Германия была огромным рынком сбыта, а экономика США только восстанавливалась после Великой депрессии. Тогда независимость Голливуда спасло военное поражение фашистов. От давления Китая фабрика грез так быстро не избавится.