Большинству оппозиционеров отказали в регистрации на выборах в Мосгордуму

Главной непарламентской силой в Москве неожиданно стали «Коммунисты России»
Илью Яшина (на первом плане), Дмитрия Гудкова (слева), Сергея Митрохина и Любовь Соболь не пустили на выборы в Мосгордуму
Илью Яшина (на первом плане), Дмитрия Гудкова (слева), Сергея Митрохина и Любовь Соболь не пустили на выборы в Мосгордуму / Максим Стулов / Ведомости

Вслед за главой муниципального округа Красносельский Ильей Яшиным окружные избиркомы во вторник сняли с выборов в Мосгордуму большинство независимых кандидатов. Отказы в регистрации получили, в частности, сторонники Алексея Навального Любовь Соболь и Иван Жданов, муниципальные депутаты Константин Янкаускас и Юлия Галямина, экс-депутат Госдумы Дмитрий Гудков и его соратник Александр Соловьев, члены «Яблока» Сергей Митрохин, Елена Русакова, Кирилл Гончаров. Почти всех сняли из-за превышения максимально допустимой доли недействительных подписей избирателей (10%). В итоге регистрацию получили лишь шесть независимых кандидатов, у которых процент брака, согласно ранее выданным протоколам проверки подписей, оказался ниже 10%: это уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович («Яблоко»), поддержанная «Яблоком» Дарья Беседина, самовыдвиженец Роман Юнеман, соратник Гудкова Дмитрий Клочков, еще один «яблочник», Максим Круглов, и самовыдвиженец Сергей Цукасов, которого поддерживает КПРФ. При этом трое последних идут по одному округу №14, где от власти выдвигается ректор РГСУ Наталья Починок.

Четвертая партия Москвы

В отсутствие «Единой России» (все ее представители идут на выборы самовыдвиженцами) лидером в партийном зачете стала ЛДПР, закрывшая все 45 округов. На 2-м и 3-м местах – КПРФ (44 кандидата) и «Справедливая Россия» (41). Четвертой же партийной силой в столице неожиданно стали «Коммунисты России», от которых, по предварительным данным, зарегистрированы 24 кандидата. На предыдущих выборах в Мосгордуму в 2014 г. 3-е место по числу зарегистрированных кандидатов заняло «Яблоко» (44 человека), опередившее справороссов (43). В этом году от «Яблока» зарегистрированы всего два кандидата, от партии «Родина» – четыре, от «Зеленых» и «Гражданской силы» – по одному. Также к выборам допущены как минимум 59 самовыдвиженцев, но данные по ним еще могут обновиться.

Лидер «Коммунистов России» Максим Сурайкин не смог назвать «Ведомостям» точное число зарегистрированных кандидатов, поскольку избиркомы еще не завершили этот процесс. Партия выставила кандидатов по всем округам, но в восьми «кандидаты не смогли организовать сбор подписей», пояснил он: «Мы пять лет на выборах активно собираем подписи, на президентских выборах собрали 230 000 подписей – у нас свои графологи, проводим проверку по базе МВД. Мы просто хорошо подготовились, в отличие от остальных». Но вести кампанию будет тяжело из-за нехватки финансирования, поэтому после регистрации партийцы сосредоточатся на тех округах, «где больше шансов», обещает Сурайкин.

Между тем оппозиционеры продолжают организовывать несанкционированные акции протеста на Трубной площади, которые будут проходить до 19 июля. А на 20 июля мэрия согласовала митинг на проспекте Сахарова, заявку на который подавали представители незарегистрированной Либертарианской партии.

Как распределятся голоса

Заводя в большом количестве спойлеров от «Коммунистов России», технологи власти, вероятно, страховались от двух возможных рисков, считает политолог Александр Пожалов: «Первый риск – что в случае роста протестных настроений и при низкой явке лояльного электората кандидаты от КПРФ смогут аккумулировать протестное голосование, в том числе и за счет отказа в регистрации известным оппозиционерам». В 2014 г. КПРФ стала второй по успешности партией, взяв несколько «лишних» округов и если она сейчас проведет активную кампанию, то может забрать и часть голосов либерального электората, допускает эксперт: «Поэтому логично, что КПРФ не отстраняется от внесистемной оппозиции, а пытается выступать с ними заодно». Второй же риск для власти в том, что Навальный выдержит заявленную тактику «Умного голосования» и даже в отсутствие кандидатов от внесистемной оппозиции будет призывать голосовать за КПРФ, продолжает Пожалов. Но чтобы отток голосов от КПРФ в пользу «Коммунистов России» состоялся, надо, чтобы кандидаты последних вели активную кампанию, так как говорить о популярности «Коммунистов России» в Москве не приходится – наоборот, регистрация большинства их кандидатов по подписям усиливает сомнения в беспристрастности избиркомов, подчеркивает эксперт.

Прогнозировать, как люди будут голосовать после «усушки» избирательных бюллетеней, рано, полагает он, поскольку пока неясно, продолжит ли оппозиция бороться и сохранит ли Навальный интерес к выборам даже после отказа в регистрации его кандидатам. Кроме того, у лидеров внесистемной оппозиции нет такого влияния, чтобы убедить людей голосовать за технических кандидатов или тем более КПРФ, уверен Пожалов: «Многое будет зависеть от того, удастся ли власти за август погасить политизацию, начавшуюся в Москве с дела Голунова, и продолжит ли оппозиция кампанию против «Единой России» и городских властей после того, как отгремят нынешние пикеты возле избиркомов и судов, которые будут рассматривать иски оппозиционеров».

«Яблочники», Гудков и Соболь. Кого не пустили на выборы в Мосгордуму
Илью Яшина (на первом плане), Дмитрия Гудкова (слева), Сергея Митрохина и Любовь Соболь не пустили на выборы в Мосгордуму