Мосгордума оказалась самым бесправным региональным парламентом России
Перед осенними выборами КПРФ предложила расширить полномочия столичных депутатовМосковская городская дума имеет наименьшие полномочия среди региональных парламентов России, следует из аналитических материалов штаба кандидата в Мосгордуму от КПРФ, советника лидера КПРФ Геннадия Зюганова по экономическим вопросам Вадима Кумина, с которыми ознакомились «Ведомости». Всего были проанализированы полномочия 45 законодательных собраний регионов. В связи с этим коммунисты предлагают законодательные изменения, которые бы позволили увеличить полномочия столичного парламента.
В частности, у Мосгордумы нет полномочий по установлению системы исполнительных органов власти региона и по согласованию кандидатур заместителей главы субъекта РФ, руководителей департаментов финансов и городского имущества, которые есть, например, у Законодательного собрания Свердловской области. Мосгордума также не вправе утверждать отчет мэра как высшего должностного лица региона о выполнении бюджета (депутаты могут его лишь заслушивать) и программ социально-экономического развития субъекта РФ, как это происходит, к примеру, в Новгородской, Смоленской, Свердловской и Тюменской областях.
Нет среди полномочий Мосгордумы контроля над распоряжением государственной собственностью и имуществом, права принимать решения об определении порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов и их использования, а также права согласовывать решения по созданию новых государственных бюджетных учреждений (ГБУ) общегородского масштаба. КПРФ также предлагает принять московский закон о парламентском контроле, где следует прописать статус депутатского запроса, парламентских слушаний и расследований, как это предусмотрено, к примеру, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Алтайском и Ставропольском краях. Сейчас в уставе Москвы есть лишь упоминание о «праве на внесение депутатского запроса», но нет закона, регламентирующего порядок реализации этого права. Кроме того, коммунисты считают, что Мосгордума могла бы утверждать Генеральный план Москвы и его изменения, как это делается в Санкт-Петербурге и Севастополе.
«Мосгордума – самый бесправный региональный парламент в России, пустое место, – говорит Вадим Кумин. – Нет никакого контроля за бюджетом Москвы, размер которого превышает 2 трлн руб. Мы требуем дать депутатам право не просто заслушивать отчеты мэрии, а отправлять на доработку бюджет и госпрограммы, согласовывать кандидатуры заместителей мэра Москвы, принимать участие в создании новых ГБУ, запрашивать материалы по их текущей деятельности, проводить депутатские расследования». КПРФ уже готовит специальный закон «О Московской городской думе», в котором планируется все это прописать, отмечает Кумин: «Внесем его в первую сессию [нового созыва Мосгордумы]. Если надо, будем блокироваться в гордуме с другими оппозиционными депутатами, которые пройдут в парламент».
С большинством выводов КПРФ можно согласиться – в тех вопросах, где федеральное законодательство предусматривает вариативность полномочий для их уточнения на уровне самого региона, в Москве реализован вариант с минимальными полномочиями, говорит политолог Александр Пожалов: «Например, из 85 субъектов РФ только в 17 регионах, в том числе в Москве, не предусмотрено согласование заксобранием, пусть и с разными правовыми последствиями, хотя бы отдельных вице-губернаторов или министров. По целому ряду чувствительных для горожан градостроительных вопросов принимаемые Мосгордумой законы относят все основное регулирование на уровень подзаконной базы – так было и с московским законом о реновации, и с Генпланом, который Мосгордума теперь не утверждает». В вопросах, касающихся депутатского контроля над деятельностью бюджетных учреждений, даже муниципальные депутаты имеют больше возможностей, чем депутаты Мосгордумы, подчеркивает эксперт: «Перед муниципальными советами должны ежегодно лично отчитываться главы управ, руководители райотделов полиции, районных ГБУ «Жилищник», руководители школ и поликлиник – чего нет на уровне Мосгордумы».
По мнению Пожалова, свою роль в сокращении полномочий Мосгордумы сыграло и то, что к моменту прихода в город команды Сергея Собянина после отставки предыдущего мэра Юрия Лужкова дума была полностью «лужковской»: «В такой ситуации попытка сузить влияние прежних депутатов на принимаемые новой командой решения нередко встречается в регионах». В целом же такая ситуация с Мосгордумой полностью устраивает мэрию, так как позволяет ускорить реализацию масштабных общегородских проектов развития и госпрограмм, за которые отвечает исполнительная власть, считает эксперт: «Общественного запроса на усиление городского парламента тоже нет, поскольку большинству аполитичных москвичей видны позитивные результаты работы мэра». Однако рост числа примеров нерачительного использования бюджетных средств – как, например, ежегодная замена бордюров на одних и тех же местах – или социальные конфликты, которыми сопровождались программа реновации и некоторые градостроительные проекты, могут создавать такой запрос в периоды политизации общества, отмечает Пожалов.
«Для КПРФ эти предложения – попытка создать общегородскую рамку избирательной кампании [по выборам в Мосгордуму]. От других политических сил мы пока не видим попыток предложить общегородскую программу к этим выборам», – констатирует эксперт. Но вряд ли большинство москвичей, которое, по всем опросам, не интересуется выборами в Мосгордуму и довольно общей ситуацией в городе, откликнется на эту инициативу КПРФ, резюмирует Пожалов.