Мосгордума оказалась самым бесправным региональным парламентом России

Перед осенними выборами КПРФ предложила расширить полномочия столичных депутатов
Михаил Терещенко/ТАСС
Михаил Терещенко/ТАСС

Московская городская дума имеет наименьшие полномочия среди региональных парламентов России, следует из аналитических материалов штаба кандидата в Мосгордуму от КПРФ, советника лидера КПРФ Геннадия Зюганова по экономическим вопросам Вадима Кумина, с которыми ознакомились «Ведомости». Всего были проанализированы полномочия 45 законодательных собраний регионов. В связи с этим коммунисты предлагают законодательные изменения, которые бы позволили увеличить полномочия столичного парламента.

В частности, у Мосгордумы нет полномочий по установлению системы исполнительных органов власти региона и по согласованию кандидатур заместителей главы субъекта РФ, руководителей департаментов финансов и городского имущества, которые есть, например, у Законодательного собрания Свердловской области. Мосгордума также не вправе утверждать отчет мэра как высшего должностного лица региона о выполнении бюджета (депутаты могут его лишь заслушивать) и программ социально-экономического развития субъекта РФ, как это происходит, к примеру, в Новгородской, Смоленской, Свердловской и Тюменской областях.

Нет среди полномочий Мосгордумы контроля над распоряжением государственной собственностью и имуществом, права принимать решения об определении порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов и их использования, а также права согласовывать решения по созданию новых государственных бюджетных учреждений (ГБУ) общегородского масштаба. КПРФ также предлагает принять московский закон о парламентском контроле, где следует прописать статус депутатского запроса, парламентских слушаний и расследований, как это предусмотрено, к примеру, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Алтайском и Ставропольском краях. Сейчас в уставе Москвы есть лишь упоминание о «праве на внесение депутатского запроса», но нет закона, регламентирующего порядок реализации этого права. Кроме того, коммунисты считают, что Мосгордума могла бы утверждать Генеральный план Москвы и его изменения, как это делается в Санкт-Петербурге и Севастополе.

«Мосгордума – самый бесправный региональный парламент в России, пустое место, – говорит Вадим Кумин. – Нет никакого контроля за бюджетом Москвы, размер которого превышает 2 трлн руб. Мы требуем дать депутатам право не просто заслушивать отчеты мэрии, а отправлять на доработку бюджет и госпрограммы, согласовывать кандидатуры заместителей мэра Москвы, принимать участие в создании новых ГБУ, запрашивать материалы по их текущей деятельности, проводить депутатские расследования». КПРФ уже готовит специальный закон «О Московской городской думе», в котором планируется все это прописать, отмечает Кумин: «Внесем его в первую сессию [нового созыва Мосгордумы]. Если надо, будем блокироваться в гордуме с другими оппозиционными депутатами, которые пройдут в парламент».

С большинством выводов КПРФ можно согласиться – в тех вопросах, где федеральное законодательство предусматривает вариативность полномочий для их уточнения на уровне самого региона, в Москве реализован вариант с минимальными полномочиями, говорит политолог Александр Пожалов: «Например, из 85 субъектов РФ только в 17 регионах, в том числе в Москве, не предусмотрено согласование заксобранием, пусть и с разными правовыми последствиями, хотя бы отдельных вице-губернаторов или министров. По целому ряду чувствительных для горожан градостроительных вопросов принимаемые Мосгордумой законы относят все основное регулирование на уровень подзаконной базы – так было и с московским законом о реновации, и с Генпланом, который Мосгордума теперь не утверждает». В вопросах, касающихся депутатского контроля над деятельностью бюджетных учреждений, даже муниципальные депутаты имеют больше возможностей, чем депутаты Мосгордумы, подчеркивает эксперт: «Перед муниципальными советами должны ежегодно лично отчитываться главы управ, руководители райотделов полиции, районных ГБУ «Жилищник», руководители школ и поликлиник – чего нет на уровне Мосгордумы».

По мнению Пожалова, свою роль в сокращении полномочий Мосгордумы сыграло и то, что к моменту прихода в город команды Сергея Собянина после отставки предыдущего мэра Юрия Лужкова дума была полностью «лужковской»: «В такой ситуации попытка сузить влияние прежних депутатов на принимаемые новой командой решения нередко встречается в регионах». В целом же такая ситуация с Мосгордумой полностью устраивает мэрию, так как позволяет ускорить реализацию масштабных общегородских проектов развития и госпрограмм, за которые отвечает исполнительная власть, считает эксперт: «Общественного запроса на усиление городского парламента тоже нет, поскольку большинству аполитичных москвичей видны позитивные результаты работы мэра». Однако рост числа примеров нерачительного использования бюджетных средств – как, например, ежегодная замена бордюров на одних и тех же местах – или социальные конфликты, которыми сопровождались программа реновации и некоторые градостроительные проекты, могут создавать такой запрос в периоды политизации общества, отмечает Пожалов.

«Для КПРФ эти предложения – попытка создать общегородскую рамку избирательной кампании [по выборам в Мосгордуму]. От других политических сил мы пока не видим попыток предложить общегородскую программу к этим выборам», – констатирует эксперт. Но вряд ли большинство москвичей, которое, по всем опросам, не интересуется выборами в Мосгордуму и довольно общей ситуацией в городе, откликнется на эту инициативу КПРФ, резюмирует Пожалов.

Акция за допуск независимых кандидатов на выборы. Фотогалерея