Оппозиция добивается регистрации на выборах в Мосгордуму протестами
Власти боятся, что, уступив оппозиционерам на локальных выборах, будут вынуждены допустить их и до выборов в ГосдумуВ Москве 14 июля прошла несогласованная акция «За допуск независимых кандидатов на выборы в Мосгордуму», организованная штабом Алексея Навального. Впервые за несколько лет акция, собравшая, по данным МВД, около 1000 человек, объединила оппозиционеров – непримиримых противников. Выступали кандидаты в Мосгордуму, у которых избиркомы обнаружили недопустимо большую (более 10%) долю недостоверных подписей: муниципальные депутаты Илья Яшин, Константин Янкаускас и Юлия Галямина, соратники Навального Любовь Соболь и Иван Жданов, бывший депутат Госдумы Дмитрий Гудков, члены «Яблока» Сергей Митрохин, Кирилл Гончаров и Елена Русакова. В толпе был замечен и секретарь горкома КПРФ, депутат Госдумы Валерий Рашкин.
От Новопушкинского сквера, где началась акция, люди двинулись к мэрии Москвы, затем к Мосгоризбиркому (МГИК), где кандидаты заявили, что устроят бессрочный протест. Вечером полиция, не вмешивавшаяся в происходящее, все-таки начала задерживать участников протеста, в их числе оказались Яшин, Соболь, Жданов и Галямина.
Как проверяли подписи
Подписи избирателей удалось собрать 19 независимым кандидатам. В пятницу и субботу некоторым из них вручили протоколы проверки подписей. По словам Яшина, у него забраковали 11,4% подписей: из 4936 признаны недействительными 562 при максимально допустимых 429. «Львиная доля забракована с помощью базы МВД, которая якобы установила некорректные данные моих избирателей», – написал Яшин в Facebook, часть подписей забракована графологами, которые посчитали, что сборщик ставил дату в подписном листе за избирателя.
У Гудкова насчитали 1073 недействительные подписи (18,4%): треть из них, по его словам, – необоснованные претензии к сборщикам, еще треть – несоответствие данным МВД и ГАС «Выборы». «Что мы нашли в протоколе избиркома: Анастасия Ыкторвна Балашова, Лев Клара Сюневна и другие удивительные люди. «Эксперты», проверявшие подписи по базам МВД и ГАС «Выборы», намеренно вбивали опечатки, – комментировал Гудков в Telegram-канале. – Невозможно случайно ошибиться, написав вместо «Викторовна» «Ыкторвна». А что такое «Лев Клара», я даже не могу объяснить». У соратника Гудкова Александра Соловьева нашли 2400 недействительных подписей, у отца, Геннадия Гудкова, – 2500.
Соболь сообщила, что у нее 725 недействительных подписей, или 15%. По ее словам, брак выявлен при проверке по базам МВД, которая проводилась втайне от кандидата, а также почерковедами.
МГИК объяснил, что протокол содержит безусловные основания для отказа Соболь в регистрации, а окончательное решение будет вынесено 16 июля. Среди автографов, по данным МГИКа, – 23 подписи несуществующих граждан, 24 повторные подписи, 71 подпись с недостоверными паспортными данными и 150 подписей граждан, чье место проживания не соответствует фактическому. Жданов заявил, что у него забраковали 1212 автографов, а основные претензии были у графолога, который на свое усмотрение выбраковывал подписи.
По словам Митрохина, у него признали недействительными 618 подписей, что означает отказ в регистрации. У яблочницы Русаковой 20% недействительных подписей.
Из независимых кандидатов регистрацию могут получить Сергей Цукасов, у которого 8,8% брака, Роман Юнеман – 2,5% брака, возможен и допуск идущей при поддержке «Яблока» Дарьи Бесединой из команды бывшего муниципального депутата Максима Каца.
Есть три субъекта, которые дают основания для признания подписей недействительными, – члены избиркомов, эксперты-почерковеды и проверяющие по базе МВД, объясняет сопредседатель «Голоса», доверенное лицо Яшина Андрей Бузин: «Члены комиссий рассматривают подписи гласно, там могут присутствовать кандидаты и их доверенные лица. Почерковеды пишут то, что им может показаться. Никакой инструкции и формы у них нет, и они не несут никакой ответственности за свои выводы. У Яшина три пятых из недействительных подписей забракованы почерковедами». Далее проверка по базе МВД, и в ней есть ошибки, продолжает Бузин: «У нежелательных кандидатов на эту проверку направляют гораздо больше подписей, чем у желательных. Вряд ли целенаправленно фамилии вводятся с ошибками, опечатки можно отбить, а вот ошибки почерковедов – почти невозможно. Но в любом случае нужно найти людей, кто подписывался». Главная проблема – неравный подход к кандидатам, организаторы выборов преследуют политические цели, уверен Бузин.
Как объясняли отказы
Руководитель пресс-службы мэра и правительства Москвы Гульнара Пенькова переадресовала вопросы председателю МГИКа.
Избиркомы при проверке подписных листов выявляли превышение допустимого брака как у оппозиционных, так и у провластных кандидатов, заверил председатель МГИКа Валентин Горбунов: «Всем кандидатам повесили ярлыки: одни независимые, другие провластные. Не только у Любови Соболь в 43-м округе много забракованных подписей – у футболиста Дмитрия Булыкина тоже плохо с подписями и у народного артиста Андрея Соколова. В другом округе выбывает депутат Мосгордумы Ренат Лайшев. Вне зависимости от ярлыков, которые навешены на кандидатов, окружные избирательные комиссии относились ко всем одинаково» (цитата по «Интерфаксу»).
Окончательное решение, регистрировать ли кандидатов, примут окружные избиркомы 16 июля, сообщил Горбунов. «Ведомостям» он сказал, что все правовые вопросы должны решаться по закону на заседаниях комиссий: «Если кто-то считает, что у них что-то не так, пусть приходят на заседания 16 июля и излагают доводы, все комиссии настроены доброжелательно. Они же выбрали другой метод, неправовой, – уличные демонстрации. Вчера у МГИКа был пикет, но это чистая провокация. В воскресенье МГИК не работает. Они с таким же успехом могли в воскресенье прийти на какую-нибудь фабрику, которая в воскресенье не работает. Пусть приходят в понедельник, я готов их принять».
Выборы в Мосгордуму пройдут 8 сентября по 45 одномандатным округам. Кандидаты от «Единой России» идут самовыдвиженцами. Зарегистрированы почти все кандидаты от парламентских партий (ЛДПР, КПРФ и «Справедливая Россия») – им не нужно собирать подписи. Остальные должны были собрать около 5000 подписей.
По уставу Москвы в полномочия Мосгордумы входит принятие городского бюджета и других законов, заслушивание ежегодного отчета мэра и информации о деятельности территориальных органов власти. Дума не участвует в формировании городской исполнительной власти, не может контролировать крупные сделки с имуществом и влиять на изменение генерального плана Москвы, проводить парламентские расследования. Депутаты имеют право направлять в органы власти запросы, но закон о порядке ответа на них до сих пор не принят.
Что думают эксперты
Все региональные парламенты делятся на сильные и слабые в зависимости от полномочий и влияния на исполнительную власть, Мосгордума – один из самых слабых парламентов, считает политолог Екатерина Курбангалеева: «Парламент может утверждать отчет высшего должностного лица региона, но в Москве он только заслушивает отчет мэра. Единственное, что делают депутаты, – направляют запросы, а отвечать на них – добрая воля мэрии, а не обязанность».
В 2017 г. около 250 независимых кандидатов стали муниципальными депутатами в Москве, но то был скорее имиджевый удар по самолюбию, он никак не влиял на власть, продолжает Курбангалеева: «Муниципальные депутаты ничего не решают, у них крошечный бюджет. Сейчас среди кандидатов в Мосгордуму – самые громкие фамилии оппозиционеров в стране. Тут проигрыш даже нескольких округов будет чувствительным ударом по репутации и авторитету московских властей, потом количество может перейти и в качество. Если громкие представители внесистемной оппозиции пройдут в Мосгордуму, они не будут молчать». Еще причина – близость выборов в Госдуму 2021 г., полагает эксперт: «Распределение оппозиционеров по округам ясно говорит, что они готовят задел на выборы в Госдуму. В Центральном округе скорее всего депутат Николай Гончар не пойдет на перевыборы, в Тушинском, где наверняка в 2021 г. будет выставляться Гудков, вряд ли пойдет Геннадий Онищенко, а в Ленинградском, где идет Галямина, вряд ли пойдет Галина Хованская».
Никакого риска в допуске оппозиционеров к выборам в Мосгордуму нет, возражает политолог Александр Кынев: «Весь риск – это параноидальные страхи принципа домино: пропустят сейчас, придется пропускать и на других выборах. Возможно, есть и иррациональная неприязнь, но она может касаться отдельных кандидатов, Яшина или Соболь. Но широким взмахом отказывать всем – и умеренным, и малоизвестным, и радикальным, и гудковцам, и яблочникам, и навальнистам – смысла нет».
Все усилия, потраченные в последние пять лет, чтобы вернуть репутацию выборам и избиркомам, идут коту под хвост, констатирует эксперт: «Это мощнейший фактор федеральной дестабилизации. Насмарку усилия по сегрегации оппозиции на лояльных и нелояльных – неважно, в какой ты оппозиции». Большего вклада в объединение оппозиции, чем сейчас, власти не делали никогда, удивляется Кынев: «На одной трибуне Митрохин, Гудков, Яшин, Соболь и коммунисты, совершенно беспрецедентная вещь! Апофеоз административного идиотизма. Интересно, это самодеятельность мэрии или сигнал с федерального уровня?» – заключает Кынев.