Депутаты от оппозиции подали в суд на власти Москвы из-за реагентов

Власти должны прекратить использовать вредные вещества на улицах, настаивают истцы
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

Московские муниципальные депутаты Илья Яшин, Константин Янкаускас и Юлия Галямина подали в Тверской суд иск к департаменту ЖКХ Москвы. Они требуют исключить использование на территории столицы химических противогололедных реагентов как нарушающее нормы Конституции, а также законодательства об охране окружающей среды и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В своем иске депутаты ссылаются на исследование профессоров МГУ Владимира Королева и Вячеслава Соколова, а также кандидата геолого-минералогических наук Евгения Самарина «Оценка эколого-геологических последствий применения противогололедных реагентов в городе Москве», опубликованное в журнале «Инженерная геология» 1 марта 2009 г. В исследовании утверждается, что применяемые в Москве реагенты могут вызвать раздражение кожи и дыхательных путей у человека и животных, приводят к деградации почвенной экосистемы, а изменение состава, структуры и свойств грунтов ведет к активизации негативных инженерно-геологических процессов, что чревато разрушением подземных и надземных коммуникаций. Кроме того, реагенты наносят непоправимый вред одежде и обуви.

Заявители напоминают, что по Конституции каждый гражданин России имеет право на благоприятную окружающую среду и на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

«Мы считаем, что используемые в Москве химические реагенты, в состав которых входят соли муравьиной кислоты, наносят вред экологии города и здоровью жителей. Наша позиция основана на работе ученых МГУ, которые подробно исследовали этот вопрос», – пояснил Илья Яшин «Ведомостям». Он напомнил, что вред данных реагентов еще в 2014 г. признавал и мэр Москвы Сергей Собянин, «однако с тех пор ничего не изменилось». По словам Яшина, в декабре совет депутатов Красносельского района Москвы, который он возглавляет, направил в департамент ЖКХ предложение прекратить использование реагентов в Красносельском районе и заменить их на гранитный щебень: «Ответ был получен отрицательный, да еще и с издевательской формулировкой «спасибо за проявленный интерес к теме».

«Ведомости» направили запрос в пресс-службу департамента ЖКХ Москвы.

Столичный департамент по конкурентной политике проводил пять конкурсов на поставку различных противогололедных реагентов, сообщал «Интерфакс» со ссылкой на сайт госзакупок. Всего было выделено около 6 млрд руб. По условиям одного из контрактов, Москва покупает 89 000 т твердого противогололедного реагента на основе композиции хлористого кальция с другими хлоридами (натрия и калия) и формиатом натрия. Для уборки дворовых территорий и межквартальных проездов города поставка была 35 000 т твердого комбинированного противогололедного реагента на основе композиции мраморного щебня, соли муравьиной кислоты и хлорида натрия (пищевая соль). Начальная цена контракта – почти 830 млн руб.

Проблему нужно разделить на две части, говорит кандидат химических наук Юрий Орлов: «Что касается дорог, то никаких альтернатив реагентам нет. Если мы хотим, чтобы они были чистые, а именно такие требования выдвигаются, то при существующей интенсивности транспорта и загруженности магистралей никаких альтернатив нет. Проблема в том, что реагенты нужно использовать правильно: дороги не нужно пересаливать, именно из-за этого возникает грязь, жижа, чего быть не должно». Современная техника позволяет дозировать количество реагента, есть относительно правильно прописанная технология, отмечает эксперт: «Однако на практике ее сложно реализовать. Но объемы применения противогололедных реагентов нужно уменьшать в разы, хотя у нас все делается наоборот».

Вторая часть проблемы – использование реагентов в пешеходных зонах и междворовых пространствах, добавляет Орлов: «Их тоже пересаливают. Но на этих пространствах реагенты нужно применять в исключительных случаях, а уборка должна проходить механическим способом, нужно использовать щебень или песок, как было в 1980–1990-е гг.».

Куда исчезает снег с улиц Москвы