Что пишут крупнейшие западные СМИ о событиях в Венесуэле
Стратегию оппозиции, стремящейся дать людям надежду вместо выражения гнева, они называют аккуратной и умной«Пока слишком рано говорить о прорыве дамбы в Венесуэле, но фасад режима Николаса Мадуро уже сильно протекает», – пишет Financial Times в материале под заголовком «Стратегия венесуэльской оппозиции приносит плоды». Это происходит благодаря тому, что контролируемая оппозицией Национальная ассамблея выбрала умную стратегию, начав действовать как переходное правительство, отмечает британское издание. Она подчеркивает конституционную легитимность каждого своего шага, встречается с держателями гособлигаций, по которым Венесуэла допустила дефолт, и отправила своего представителя в Организацию американских государств (ОАГ). Международное признание Национальной ассамблеи и ее лидера Хуана Гуаидо не является лишь символичным. Оно в любом случае приведет к росту международной изоляции режима Мадуро, независимо от поддержки таких далеких союзников, как Россия, предполагает FT.
В Венесуэле теперь есть два президента, которые борются друг с другом за власть в стране, отмечает Bloomberg. Гуаидо пользуется поддержкой народа и ряда иностранных государств во главе с США, Канадой и Бразилией. Мадуро контролирует силы безопасности, армию, суды, казну и нефтяного гиганта PDVSA. Это делает притязания Гуаидо на власть символичными, по крайней мере пока. Вопрос в том, перестанут ли военные поддерживать Мадуро, потребовав смены власти. Гуаидо пошел на дерзкий шаг, хоть он и предусмотрен конституцией страны, пишет агентство. «Если это не приведет к смене власти, то неизвестно, что произойдет», – приводит оно слова Кристофера Сабатини, специалиста по международным отношениям из Колумбийского университета.
Президент США Дональд Трамп поступает правильно, поддерживая Гуаидо, считает колумнист Bloomberg Эли Лейк. Какой бы хаотичной ни была внешняя политика Трампа, в отношении Венесуэлы она всегда была последовательной – он поддерживал демократию, вводя санкции против окружения Мадуро и оказывая дипломатическую поддержку оппозиции, пишет Лейк.
Мадуро в среду столкнулся с самой серьезной угрозой своему нахождению у власти, пишет NYT. Разница на этот раз в том, что его правительством недовольна не только оппозиция, но еще и бедные люди, которые устали от дефицита товаров повседневного спроса и низких зарплат, поясняет американский юрист Ева Голинджер, которая дружила с предыдущим президентом Венесуэлы Уго Чавесом. Кроме того, важно, что теперь Мадуро противостоят молодые политики, которые выбирают очень аккуратный посыл. Если во время прежних антиправительственных демонстраций доминировал гнев и негодование, то Гуаидо и его сторонники стараются дать людям надежду, обращаясь к ним примирительным тоном, в том числе к военным.
Венесуэльская диаспора за рубежом призывает Мадуро уйти, отмечает The Guardian. От Мехико до Гонконга покинувшие родину венесуэльцы вышли на улицы, поддерживая попытку смены власти в стране. Они держат в руках плакаты с лозунгами «Нет диктатуре» и говорят о том, что хотят вернуться на родину, если Мадуро уйдет в отставку.
Решение США признать Гуаидо лидером Венесуэлы может иметь большие последствия для отношений двух стран, пишет The Washington Post. В частности, это может отразиться на дипломатическом присутствии Венесуэлы в Вашингтоне, ведь аккредитованные дипломаты представляют правительство, которое США больше не признает. Мадуро уже потребовал, чтобы американские дипломаты покинули его страну. Также американские власти могут попытаться арестовать активы Венесуэлы в США и передать их правительству Гуаидо.
Кроме того, такой шаг не приветствуется, потому что порой он снимает ответственность с лидеров, которые, будучи непризнанными, продолжают контролировать власть, заявил изданию Гарольд Кох, бывший советник госдепартамента США по юридическим вопросам.