Кремль ничего не придумал для выборов в Приморье
Протестного кандидата банально не зарегистрировал крайизбиркомКраевой избирком Приморья отказал в регистрации на выборах губернатора Приморья (они пройдут 16 декабря) депутату законодательного собрания от фракции КПРФ Андрею Ищенко. Ищенко шел самовыдвиженцем, для регистрации нужно было собрать 140 подписей муниципальных депутатов из 26 районов. Он сдал 147, избирком забраковал 13 из них. В избиркоме также сообщили, что Ищенко не предоставил сведения об имуществе и неправильно указал свой статус в организации «Дети войны».
«Я этого ожидал: система пускает только своих. Чтобы выборы были легитимными, против политического тяжеловеса Олега Кожемяко надо выпускать достойных партнеров. Но на ринг против чемпиона мира по боксу выходят первоклашки», – цитирует Ищенко VL.ru.
Ищенко на сентябрьских выборах вышел во второй тур вместе с врио губернатора Андреем Тарасенко, лидировал, но при подсчете последнего процента голосов вперед математически неожиданно вырвался Тарасенко. Итоги голосования были отменены из-за нарушений. Перед повторными выборами Владимир Путин назначил врио губернатора края Кожемяко, который до этого побывал губернатором трех регионов.
Почему испугались Ищенко
На избрание Кожемяко Кремль направил сотрудников администрации президента и технологов. За выборы в крае отвечает глава управления президента по обеспечению деятельности Госсовета (УГС) Александр Харичев, там находится и Борис Рапопорт, который проходит проверку, чтобы стать замначальника УГС. Из политтехнологов в регионе работают представители «Бакстер групп» Олега Матвейчева и Дмитрия Гусева, PR-агентства «ИМА-консалтинг» и «Полилог» и проч. Собеседник «Ведомостей», близкий к руководству края, говорил, что Кожемяко не нравится активность технологов.
Нужны выборы в один тур, скандал из-за недопуска Ищенко кажется меньшим злом, чем второй тур, сказал собеседник, близкий к администрации президента: «У Кожемяко 42–44%, учитывая протестные настроения приморцев, доля социально одобряемых ответов минимальна, скорее всего рейтинг действительно такой. После недопуска Ищенко рейтинг Кожемяко просядет, важно, чтобы не слишком сильно. Есть три с лишним недели, чтоб его поднять».
Другой собеседник, близкий к администрации президента, говорит, что рейтинг Кожемяко – 42% всех избирателей и 57% тех, кто идет на выборы. «Ищенко договорился, что не идет на выборы, но хотел выйти красиво, показать, что идет до конца. Власть объяснит, что он не смог пройти муниципальный фильтр, хотя 58 подписей дали единороссы, – знает он. – Ищенко делали политические предложения, но, когда договорились с КПРФ, Ищенко остался ни с чем, и ему сделали предложения, касающиеся его бизнеса». Его неучастие – не очень хорошо, ощутимый риск, но другого сценария нет, заключает он.
«Власть посчитала, что не хочет иметь его в конкурентах, он угроза для результата Кожемяко», – предупреждает третий человек, близкий к администрации президента: часть голосов Ищенко тогда получил от коммунистического электората, а сейчас он шел самовыдвиженцем и у него могло быть меньше голосов.
«Но есть и другие кандидаты, которые в Приморье могут собрать протестные голоса», – уверен он.
Официальная социология накануне выборов показала превосходство Кожемяко над Ищенко, но социология показывала и преимущество Тарасенко, говорит человек, близкий к штабу Кожемяко, объясняя причину недопуска Ищенко. Риск негативного влияния такого решения на исход новых выборов в Приморье есть, указывает собеседник, но в регионе нет кандидата, к которому могли бы полностью отойти голоса за Ищенко.
Кожемяко был готов помочь Ищенко со сбором подписей, хотя у администрации президента было другое мнение, но тот не стал обращаться за ними, рассказывает собеседник, близкий к краевым властям. Ищенко ждал расторговки, но у него ничего не получилось, он упустил момент, когда многое мог получить, продолжает собеседник: «В итоге плохие подписи и ощущение, что он сделал все возможное, чтобы у него не было шансов».
Один из собеседников объяснил, что риск второго тура высок, а если он будет, кандидат от власти скорее всего проиграет.
Вопросы легитимности
Закон может быть плохим, но это закон, Ищенко не смог собрать пакет документов для регистрации, говорит руководитель экспертного совета близкого к Кремлю ЭИСИ Глеб Кузнецов: «Если избирательная кампания и подсчет голосов пройдут честно и по закону, к легитимности результатов выборов не будет никаких вопросов. Ищенко так и не смог стать участником предвыборной гонки, не собрал необходимые подписи, потерял партийную поддержку, которая раньше у него была».
В первый раз власти с преодолением фильтра Ищенко помогли, он воспринимался как технический кандидат, никто и предположить не мог, что люди готовы будут голосовать даже за спойлера, лишь бы не за единоросса, говорит политолог Аббас Галлямов: «Сейчас власти Ищенко с помощью муниципального фильтра отсекли, потому что он гарантированно побеждал Кожемяко, – к образу «противника системы» он добавил черты «кандидата от простого народа» и «победителя». После недопуска Ищенко выборы будут восприняты как нелегитимные, а Кожемяко – как «навязанный Москвой губернатор», считает эксперт.
«В представлении Кремля нет понятия «мнение избирателей», есть понятие «кандидат от администрации президента», эффективный менеджер, за него должно проголосовать большинство. Даже на выборах мэра Москвы, где Сергею Собянину ничего не угрожало, решили не регистрировать Дмитрия Гудкова. Есть мнение, что не нужно устраивать конкуренцию, а основная модель выборов – навязывание согласованного кандидата: власть хочет сохранить контроль», – говорит эксперт Московского центра Карнеги Андрей Колесников. После проигрыша выборов в этом году в нескольких регионах Кремль не выстроил другую конструкцию на выборах в Приморье, вероятно исходя из того, что большинство смирится с тем, что им навязывают кандидата от власти, власть считает, что люди не умеют делать сознательного выбора, и пытается не дать им сделать его на выборах, поясняет эксперт: «Кожемяко они продавят. Перераспределение избирателей будет, но, видимо, власть представляет себе действительность так – в сентябре были политтехнологические ошибки, а не изменение позиций избирателей. Ошибки они пытаются исправить, но есть риск опростоволоситься. Возможно, после этого они начнут что-то менять и поймут, что мнение избирателей изменилось».