Как коммунисты проиграли свою победу на выборах в Приморье
Самовыдвижение Андрея Ищенко бьет по репутации КПРФ, но выбор у протестного избирателя невеликНепризнанный победитель выборов губернатора Приморского края – бывший кандидат от КПРФ Андрей Ищенко все-таки будет участвовать в новой кампании, но уже как самовыдвиженец. Это решение позволит ему сохранить лицо перед избирателями и местными элитами, сделавшими ставку на кандидата «против Москвы», но подпортит репутацию компартии, отказавшейся бороться до конца за победу своего кандидата. Но неочевидно, что удар будет сильным: КПРФ и ее кандидаты были и, по всей видимости, останутся главным вариантом протестного голосования.
О решении идти на новые выборы как самовыдвиженец Ищенко заявил спустя несколько дней после того, как конференция Приморского отделения КПРФ отказалась выдвинуть его кандидатуру на выборы 16 декабря, ссылаясь на высокую вероятность непрохождения им муниципального фильтра. Как самовыдвиженцу ему нужно будет собрать не только 147 подписей местных депутатов, но и 8000 подписей жителей края в поддержку выдвижения. Новые выборы были объявлены после того, как результаты сентябрьских выборов были признаны недействительными из-за массовых нарушений. Ищенко тогда говорил об украденной победе: по предварительным подсчетам, публиковавшимся на сайте ЦИК, во втором туре он опережал своего конкурента, единоросса Андрея Тарасенко. Краевой суд отказался признать его победителем, решение обжаловано в Верховном суде, но дата рассмотрения апелляции пока не назначена.
Позиция КПРФ за это время не раз менялась. Сразу после назначения новых выборов партия планировала повторно выдвинуть Ищенко, более того, Геннадий Зюганов заявлял, что уверен в его победе. Затем местные коммунисты заговорили о том, что Ищенко не позволят участвовать в выборах. При этом московские товарищи давали понять, что не хотят легитимизировать новые выборы участием своего кандидата. И уже после того, как партия отказалась выдвигать Ищенко на новые выборы, Зюганов заявил, что «с пониманием» относится к его решению все-таки участвовать в выборах.
Лавирование КПРФ – вероятно, на время торга руководства партии с Кремлем – и итоговый отказ от выдвижения кандидата едва ли укрепят имидж компартии как оппонента власти, усиленный было протестным голосованием этой осенью. Возможный отказ избиркома зарегистрировать Ищенко свидетельствовал бы в пользу КПРФ как силы, которой боится власть. А сдача кандидата выглядит капитуляцией после объявления победы в сентябре, следствием давления руководства КПРФ, связанного тайными договоренностями с Кремлем, полагает политолог Александр Кынев.
Выдвинувшись как самостоятельный кандидат, Ищенко сохранил свою репутацию политика, не желающего отказываться от борьбы. Его участие пошло бы на пользу и врио Олегу Кожемяко, дав тому возможность победить в борьбе с соперником, за которого ранее проголосовало 245 500 человек, отмечает политолог Александр Пожалов. Но неочевидно, что у Кожемяко есть возможность выбора, да и у протестно настроенного избирателя он невелик: КПРФ или ЛДПР – с той лишь разницей, что ЛДПР своих победителей так не сдает.