Госдума хочет эффективнее контролировать работу правительства

Депутаты оценят исполнение национальных проектов и государственных программ
Спикер Вячеслав Володин (слева) готов проконтролировать работу премьера Дмитрия Медведева
Спикер Вячеслав Володин (слева) готов проконтролировать работу премьера Дмитрия Медведева / Евгений Разумный / Ведомости

Депутаты должны усилить контроль над реализацией нацпроектов и госпрограмм, заявил в среду в ходе обсуждения проекта федерального бюджета – 2019 председатель Госдумы Вячеслав Володин, призвав коллег «пересмотреть отношение к такому очень важному вопросу, как парламентский контроль за исполнением бюджета». Профильные комитеты в этих вопросах недорабатывают, добавил он и предложил возложить такие обязанности на комитет по контролю и регламенту, который должен будет при заслушивании в Думе министров и вице-премьеров «давать оценку реализации нацпроектов и госпрограмм в разрезе того или другого министерства». Присутствовавший на заседании первый вице-премьер – министр финансов Антон Силуанов заявил, что «безусловно» поддерживает предложенные меры.

С момента избрания первой Думы в 1993 г. комитет по регламенту занимался в основном техническими и организационными проблемами (график работы, полномочия депутатов, поправки в регламент). Но за последний год он получил ряд полномочий, находившихся ранее в компетенции ключевого думского комитета по госстроительству и законодательству, в частности касающихся вопросов избирательного законодательства, парламентского контроля и взаимодействия со Счетной палатой. Возглавляет комитет по регламенту близкая к Володину Ольга Савастьянова – член центрального штаба Общероссийского народного фронта.

В комитете новое расширение его полномочий горячо поддержали. Если в советское время депутаты встречались с народом, получали наказы, вносили законы и назначали исполнителей, которые делали то, что нужно людям, то сейчас для исполнительной власти народ не является тем, ради кого она живет, возмущается член комитета Владимир Поздняков (КПРФ): «Исполнительная власть готовит под себя депутатский корпус, который послушно жмет на кнопки. Но депутаты находятся близко к народу, который начинает выражать недовольство. Володин – тонкий политик, он это улавливает. И говорит, что Дума должна контролировать госпрограммы хотя бы таким образом, хотя бы популистски. Но это уже что-то». Комитету по регламенту добавляют полномочий и контроль за выполнением госпрограмм – следующий шаг, согласен коммунист: «Володин обеспокоен авторитетом Думы, которая, принимая законы, не имеет права контролировать ничего из того, что принимает, а все контролирует исполнительная власть. Хотя бы об этом заговорили».

Это просто пыль в глаза и имитация бурной деятельности, возражает коммунист Николай Коломейцев: «Когда вы что-то создаете и понимаете, зачем это делаете, – это один вопрос. А когда комитет создается под функцию и для исполнения какого-то [будущего] дела – это другое. Как можно контролировать то, чего еще нет? Они сначала рассказывали о программно-целевом планировании, потом говорят, что деньги не осваиваются». Есть профильные комитеты, для которых контроль над той или иной сферой их прямая обязанность, подчеркивает депутат: «Аграрный комитет должен контролировать свои вопросы, комитет по здравоохранению – свои. Вы не можете быть профессионалом во всем, а у семи нянек дитя без глазу».

Раз Дума заявляет приоритетом усиление контроля за реализацией госпрограмм, то вполне логично и более активное подключение к этому именно комитета по регламенту, который ведет темы парламентского контроля и взаимодействия со Счетной палатой, полагает руководитель близкого к Госдуме фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский: «Сама же новая модель совместной работы парламента и правительства по реализации госпрограмм связана с тем, что в начале октября президент Путин поставил перед кабинетом министров задачу вместе с депутатами максимально увязать приоритеты бюджетной политики и эффективность расходов с достижением целевых ориентиров нацпроектов».

Комитет по регламенту всегда был процедурным и то, что ему пытаются придать содержательный смысл, выглядит странно – как надувание какой-то структуры и попытка оправдания собственного существования, говорит эксперт Московского центра Карнеги Андрей Колесников: «Все это внутреннее дело самой Госдумы – этакое суперминистерство внутри министерства по управлению депутатами. Должен же быть первый отдел, который занимается контролем». Сейчас контроль за бюджетными расходами стал самым важным направлением государственной деятельности, добавляет эксперт: «Есть [вице-премьер] Татьяна Голикова, есть Счетная палата, Минфин, и все контролируют расходование средств. Госдума включилась в эту гонку контролеров».