Минфин сможет сам распределять сотни миллиардов рублей на нацпроекты

Поправок в закон о бюджете для этого не потребуется
Минфин сам знает, как тратить бюджет (на фото первый вице-премьер – министр финансов Антон Силуанов)
Минфин сам знает, как тратить бюджет (на фото первый вице-премьер – министр финансов Антон Силуанов) / Илья Питалев / РИА Новости

В понедельник комитет Госдумы по бюджету рекомендовал принять в первом чтении проект федерального бюджета на 2019–2021 гг. Но депутаты сомневаются в эффективности бюджета, например расходов на национальные проекты. Об этом рассказал председатель комитета по бюджету Андрей Макаров и предложил решение – ко второму чтению создать механизм перераспределения денег между нацпроектами: «Если мы увидим, что какие-то вопросы тормозятся, где-то не готова документация, – лучше не замораживать средства, а перебросить» (цитата по ТАСС).

В национальные проекты упакована программа Владимира Путина на этот президентский срок – они нужны для выполнения целей его майского указа. Всего их 12, с 2019 по 2021 г. на них должно быть потрачено 5,6 трлн руб., следует из пояснительной записки к проекту бюджета. Почти половина всех средств, выделенных на нацпроекты, будет потрачена в следующие три года на программы, связанные с человеческим капиталом.

В следующем году на нацпроекты будет потрачено почти 1,7 трлн руб., больше всего – 512 млрд – на проект «Демография». Эти 1,7 трлн руб. Минфин сможет перераспределять между нацпроектами без поправок в закон о бюджете на 2019 г., а только по согласованию с Госдумой, рассказал на прошлой неделе первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов, это нужно для того, чтобы «не связывать руки правительству».

Изменения в сводную бюджетную роспись вносятся приказами министра финансов. Ими нельзя уменьшить обязательства перед людьми ради увеличения других расходов или нарастить траты на зарплату – для этого потребуются поправки в закон о бюджете.

К национальным проектам много вопросов. Они плохо проработаны, говорит федеральный чиновник. Многие проекты были похожи на собрание пожеланий разных министерств и ведомств, которые прежде были отвергнуты, – и намного лучше они не стали, рассказывал другой чиновник.

На непроработанность нацпроектов указали участники парламентских слушаний («Ведомости» изучили их рекомендации, подлинность подтвердил федеральный чиновник): программы так и «не стали эффективным инструментом». Цели и задачи проектов и программ недостаточно согласованы, писала и Счетная палата в заключении на проект бюджета. Статистику по 70% утвержденных проектов никто не ведет, а планы реализации по многим из них будут утверждены в декабре 2019 г. – т. е. оценить, как идет работа, можно будет только к 2020 г. Некоторые проекты не отвечают поставленным задачам, показатели и результаты по ним определены плохо, что «создает риски принятия неадекватных или несвоевременных решений по ходу реализации национальных проектов», указано в заключении.

Например, в бюджете есть «непреодолимые препятствия» для достижения целей в сфере здравоохранения, писали эксперты РАНХиГС и Института Гайдара в своем отзыве на бюджет: слишком велика доля расходов на строительство и покупку оборудования и не хватает – на медицинскую помощь. Сохраняется дисбаланс в структуре затрат, утверждает в заключении на бюджет и Высшая школа экономики (ВШЭ). В «беспрецедентно сжатые сроки» планируется добиться существенных улучшений, чего не удавалось многие годы, но конкретные меры по повышению эффективности не представлены, а средств на приоритетные направления недостаточно, описывают они.

Сжатые сроки разработки проектов привели и к тому, что основные ресурсы по многим проектам пока находятся в нераспределенном резерве. Например, такая ситуация с проектами «Экология», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Производительность труда и поддержка занятости», «Цифровая экономика», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Международная кооперация и экспорт», из-за чего невозможно надежно оценить их финансирование на стадии первого чтения, пишут эксперты ВШЭ.

Расходы по госпрограммам должны быть подробно распределены при принятии закона во втором чтении, сказал Макаров, по объектам, по мероприятиям, по регионам. Деньги на проекты стоит перераспределять и между регионами, предлагал на прошлой неделе Силуанов. Прогнозируемость межбюджетных трансфертов регионам не снизится, а их проекты станут эффективнее, добавляет представитель Минфина.

У идеи есть очевидные плюсы и минусы, считает руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина. По важности исполнения проекты никто не ранжировал, рассуждает ведущий научный сотрудник Центра развития ВШЭ Андрей Чернявский. Минфин стоит перед выбором: направить деньги на то, что будет работать, и туда, где они реально нужны, или оставить без дела до принятия решения, как их расходовать. Логичнее, конечно, перераспределять, заключает он.

Минфин сам знает, как тратить бюджет (на фото первый вице-премьер – министр финансов Антон Силуанов)