Впервые за 10 лет «Единая Россия» может проиграть партийное голосование
На выборах в иркутский парламент по партспискам единороссы могут уступить КПРФНа фоне неконкурентных губернаторских кампаний у властей возникли проблемы с рядом парламентских выборов. Самые проблемные – в Законодательное собрание Иркутской области.
Угроза слева
В этом регионе «Единая Россия» может уступить КПРФ 1-е место по партспискам, говорят собеседник в «Единой России» и человек, близкий к администрации президента. Партийные выборы единороссы не проигрывали с 2007 г., когда это произошло в Ставропольском крае. По словам одного из собеседников, главная причина – пенсионная реформа, снизившая рейтинги власти: «А рвется там, где тоньше, – это Иркутская область, где губернатор [Сергей Левченко] – первый секретарь обкома КПРФ, крепкий региональный политик, которому нужно подконтрольное заксобрание». В области можно ожидать худший результат единороссов 9 сентября, а может, и 2-е место, согласен человек в «Единой России»: «Минимум в 14 округах ситуация не в пользу единороссов или очень сложная. Рейтинг партии в районе 26–28%, у КПРФ – 15%, но до выборов еще три недели, можно прокатать пенсионную повестку». Левченко публично выступил против пенсионной реформы, что КПРФ тоже может использовать, отмечает собеседник.
Выборы пройдут по смешанной системе: 22 депутата избираются по одномандатным округам, 23 – по партспискам. Список единороссов возглавили председатель заксобрания Сергей Брилка, советник гендиректора «Ростеха» Сергей Сокол и гендиректор Иркутского авиазавода Александр Вепрев.
«Единая Россия» может забрать чуть менее половины одномандатных округов, КПРФ – не более трети. Арифметически самая большая фракция будет у единороссов, но для абсолютного большинства нескольких мандатов может и не хватить», – говорит один из собеседников. У КПРФ в регионе хорошие спонсоры, у единороссов же с деньгами проблема, добавляет он: «К тому же у «Единой России» нет альтернативного губернатору лидера. Его пытаются растить из Сокола, но он неприемлем для большей части элиты». Ожидается, что Сокол возглавит заксобрание вместо Брилки, знает собеседник.
Дефицит кадров
Ситуация в регионе обсуждалась у секретаря генсовета «Единой России» Андрея Турчака, прошли переговоры с мэрами городов, сейчас ставятся конкретные задачи по округам и процентам, говорит депутат Госдумы от Иркутской области Сергей Тен. По его словам, главная интрига – кто станет председателем заксобрания, потому что на нем будет ответственность за старт губернаторской кампании в 2020 г. Сокол – достойный кандидат и он внесет «свежую струю», потому что сейчас в регионе «небольшое болото», считает Тен. По словам другого партийца, по списку поставлена цель набрать не менее 40% голосов.
Сокол сказал «Ведомостям», что не участвовал в совещании с руководством: «Меня в регионе долго не было, сейчас я знакомлюсь с главами территорий. Моя электоральная ценность невелика, я позиционируюсь как федеральная фигура от не чужой региону компании, меня помнят, но только политбомонд, и воспоминания могут быть разными. Я иду в закс, чтобы укрепить позиции партии и чтобы любой потом мог достойно бороться за кресло губернатора». Кампания, по мнению Сокола, является «интересной и непредсказуемой»: «По моим ощущениям, основанным на социологии, по спискам у нас все-таки будет большинство».
Давления на КПРФ, как в Новосибирске (там мэр-коммунист Анатолий Локоть отказался выдвигаться в губернаторы), не будет: там был понятен предмет переговоров, а здесь, если сказать Левченко, чтобы он никому не помогал, этого все равно никто не сможет проконтролировать, говорит человек, близкий к администрации президента. Хотя список КПРФ Левченко не возглавил – об этом его попросила администрация, добавляет он. Другой собеседник сказал, что кампанию «Единой России» ведут технологи, которые работали на выборах 2015 г. на экс-губернатора Сергея Ерощенко, проигравшего Левченко во втором туре.
Пенсионное проклятие
Победа КПРФ по спискам не гарантирована: люди откалываются от единороссов, но из-за недоверия к другим партиям многие вообще не хотят голосовать, говорит человек, близкий к руководству области. По его словам, пенсионная реформа добавляет КПРФ около 10% голосов, а рейтинги единороссов упали на 10–15%, хотя личные рейтинги у одномандатников неплохие. Единороссы привыкли работать на админресурсе, но сейчас его не хватает, а программно они проигрывают из-за пенсионной темы, добавляет собеседник.
У КПРФ все нормально и с деньгами, и с организационным ресурсом, знает депутат, близкий к руководству области: «Есть сильная сетка партийцев, они хорошо мотивированы, воодушевлены возможностью победы. А единороссы ведут очень слабую кампанию, ориентированную на использование админресурса, которого у них нет». При этом одномандатники сейчас максимально дистанцируются от партии власти – никто не использует партсимволику, агитаторам запрещено упоминать о партии, продолжает депутат: «Они по максимуму сократили встречи с избирателями – на каждой им высказывают за пенсионную реформу. Поэтому работают на уровне наружки и других агитматериалов, что снижает эффективность кампании и повышает расходы».
«По моим данным, единороссы и КПРФ идут почти вровень с 20–25%. Партия власти в последний месяц сильно просела в связи с пенсионной реформой, а КПРФ свой рейтинг в регионе повысила еще до этого», – говорит коммунист Михаил Щапов, выигравший в 2016 г. выборы в Госдуму по Иркутскому одномандатному округу. У КПРФ сильная позитивная повестка – пятилетний план губернатора, добавляет он: «Если кандидаты смогут донести его до избирателя, то мы имеем все шансы значительно опередить «Единую Россию» по партийным рейтингам».
Проблемы с элитой
Нельзя полностью исключать, что в голосовании по спискам в регионах с традиционно пониженным рейтингом партии власти «Единая Россия» может занять 2-е место, говорит бывший федеральный чиновник: «И надо учитывать, что рейтинги единороссов сейчас падают, а у КПРФ растут. Но за счет одномандатников все равно у «Единой России» везде будет 1-е место». Скорее всего, единороссы в Иркутске все-таки обгонят КПРФ, получив по спискам на пару процентов больше, считает еще один человек, близкий к администрации президента.
Единороссы имеют возможность мобилизации, у них широкая сеть штабов и ресурсы, отмечает политолог Александр Кынев: «Но в Иркутске исторически очень сложная элита и всегда были проблемы с тем, чтобы элитные группы помогали друг другу, а не боролись. Проблема в том, что в первой тройке стоит внешняя фигура Сокола, которая в регионе оказалась во многом непонятой и разошлась с интересами многих элитных групп». Кроме того, там много чернухи против губернатора и КПРФ, источником которой воспринимается партия власти, добавляет эксперт: «У КПРФ же хороший список и грамотный подбор кандидатов. КПРФ действует в рамках широкой коалиции, это большое достоинство, потому что Левченко тоже избирался как кандидат коалиции».
Если «Единая Россия» станет второй в Иркутске, это, как ни странно, будет плохо и для нее, и для губернатора, уверен политолог Михаил Виноградов. Оппозиционные губернаторы обычно не ведут борьбу за 1-е место для своей партии и это признак договороспособности, поясняет он. Идеальный губернатор все-таки тот, кто о себе не напоминает, а этот случай может рассматриваться как проблемный, говорит эксперт: «Для федеральной «Единой России» предпочтительно, чтобы таких историй не было, но обычно они рассасываются: поражения партии власти на мэрских и региональных выборах обычно не становятся площадками для дальнейшего наступления оппозиции».