К муниципальному фильтру на губернаторских выборах добавился партийный
Эксперты «Голоса» подвели итоги выдвижения кандидатовСохранение курса на проведение неконкурентных выборов глав российских регионов привело к развитию парадоксальной ситуации: крупнейшие партии фактически отказываются от реальной борьбы именно в тех регионах, где они имеют наиболее высокие шансы на победу, а власти тестируют все новые технологии мобилизации избирателей. Об этом говорится в аналитическом докладе «Голоса», который подводит итоги выдвижения и регистрации кандидатов на выборах 9 сентября 2018 г. Одним из основных инструментов манипулятивного отсева кандидатов, отмечают авторы доклада, остается муниципальный фильтр: используя административное давление, власти проводят массовый сбор подписей местных депутатов в пользу действующего главы региона и его «технических» соперников. Также существенным ограничением пассивного избирательного права становится отсутствие возможности самовыдвижения (на текущих выборах она была только в трех регионах – Москве, Кемеровской и Омской областях). В результате получился еще один, партийный фильтр.
На выборах 22 глав субъектов Российской Федерации 9 сентября 2018 г. выдвинулось 172 кандидата от 35 партий, подсчитали аналитики «Голоса». Больше всех представителей выдвинула ЛДПР – 21 человека. «Единая Россия» номинировала кандидатов в 19 регионах. В Москве один из лидеров партии, мэр города Сергей Собянин, баллотируется в качестве самовыдвиженца. У правящей партии также не оказалось кандидатов в Орловской области, где в статусе врио губернатора на выборы идет коммунист Андрей Клычков, и в Омской области, где «Единая Россия» поддержала врио губернатора эсера Александра Буркова.
«Справедливая Россия» выдвинулась в 20 регионах. За бортом эсеры формально остались в Омской и Псковской областях, хотя идущий самовыдвиженцем Бурков является одним из самых заметных членов «Справедливой России».
КПРФ выдвинулась лишь в 18 субъектах. При этом партия отказалась от участия в выборах именно в тех регионах, где имела наибольшие шансы на успех, отмечают авторы доклада: на президентских выборах кандидат от КПРФ Павел Грудинин показал результаты выше среднего в Алтайском крае (23,7%), Омской области (20,4%), Новосибирской области (16,4%), Красноярском крае (12,8%). При этом Новосибирская и Омская области входили в тройку регионов, где партия могла преодолеть муниципальный фильтр самостоятельно. Это вынуждает подозревать наличие политической договоренности между федеральным руководством КПРФ и властью о неучастии партии в выборах в проблемных для «Единой России» регионах, отмечается в докладе.
Пройти регистрацию смогли 104 кандидата из 172 выдвинутых. Кандидаты от «Единой России» преодолели муниципальный фильтр везде, у КПРФ единственным регионом, где со скандалом не смог зарегистрироваться кандидат, стала Владимирская область. Там отказ получил журналист Максим Шевченко. ЛДПР не смогла зарегистрировать кандидата в Хакасии. «Справедливая Россия» не прошла процедуру регистрации в Магаданской области. Из непарламентских партий у Партии роста будут кандидаты в шести регионах, у «Патриотов России» – в четырех. «Родина», «Коммунисты России» и «Пенсионеры России» зарегистрировали по два кандидата, а «Яблоко» не смогло справиться с муниципальным фильтром ни в одном из пяти регионов выдвижения.
Депутат Госдумы от КПРФ Павел Обухов говорит, что внешние признаки могут указывать на какой-то тренд, но на самом деле в каждом конкретном регионе были свои причины для отказа от участия в выборах. В Новосибирске, например, пришлось выбирать между сохранением действующего мэра Анатолия Локотя и потенциальным постом губернатора. На Алтае это был протест против навязываемых правил игры, а в Омске – попытка выстроить коалицию.
Минимальное присутствие оппозиции на этих выборах – осознанная стратегия властей, уверен политолог Аббас Галлямов. Таким образом Кремль решает тактическую задачу минимизации агитации против повышения пенсионного возраста. Для любого оппозиционера эта тема – настоящий подарок, поэтому лучше, чтобы оппозиции «в полях» не было. Если же люди почувствуют, что в стране есть политики, способные возглавить протест, то осень будет горячей.