Можно ли остановить сокращения пенсионеров на предприятиях

Роструд готовит список предприятий с пожилыми коллективами
Варвара Гранкова
Варвара Гранкова

Инспектора Роструда придут с проверкой на 400 предприятий, которые запланировали сокращения в ближайшие полгода, сообщил руководитель службы Всеволод Вуколов. Цель проверок – выяснить, попадают ли под увольнение работники предпенсионного возраста. Вуколов также пообещал, что Роструд возьмет под контроль основную часть предприятий, где большинство сотрудников – люди в предпенсионном возрасте. Роструд составит их перечень совместно со службами занятости и Пенсионным фондом. Можно предположить, что в него в первую очередь попадут машиностроительные, горнодобывающие предприятия и агрохолдинги: именно там занято много пожилых кадров, говорит Рустам Барноходжаев, директор по работе с ключевыми клиентами кадровой компании «Юнити».

«Ведомости» выясняли, помогут ли усилия Роструда остановить увольнения пожилых работников.

Как пояснил Вуколов, трудовые инспектора проверят, не нарушают ли работодатели процедуру сокращения. По Трудовому кодексу перед увольнением работодатель обязан предложить сотруднику подходящие для него вакансии на предприятии, а если таких нет, то сокращенному человеку выплачивают один среднемесячный заработок. Если за два месяца после увольнения человек так и не нашел новую работу, то бывший работодатель обязан выплатить ему еще две среднемесячные зарплаты, напоминает адвокат Павел Андреев, член экспертного совета комитета Госдумы по труду.

Роструд заранее узнает о сокращениях на предприятиях по сводкам региональных центров занятости населения (ЦЗН), поясняет председатель профсоюза «Новопроф» Иван Милых. По закону компании должны сообщить о планах по оптимизации штата в ЦЗН не позднее чем за два месяца до начала увольнений, отмечает он. Центр получает списки увольняемых сотрудников с должностями и годами рождения, добавляет Андреев.

Большинство компаний вообще не попадет под наблюдение инспекторов Роструда, опасается Милых. По его словам, российские компании предпочитают не сообщать о сокращениях в ЦЗН, а просто вынуждают людей подписать заявление об уходе по собственному желанию или по соглашению сторон.

По данным исследования Kelly Services, 8% российских работодателей планируют сократить персонал в 2018 г. С начала года о планах сократить персонал объявили сразу несколько крупных российских работодателей. «Ростелеком» намерен к 2022 г. уменьшить число сотрудников со 134 000 до 115 000–120 000 человек. Внешэкономбанк (ВЭБ) собирается в 2018 г. сократить численность с 1800 до 1000 сотрудников. Самые масштабные планы сокращения штата – у РЖД. ОАО «РЖД» намерено постепенно уволить 42 000 сотрудников, чтобы к 2025 г. довести штат до 709 000 человек. «Ростелеком» и ВЭБ, по словам их представителей, не получали никаких уведомлений о предстоящих проверках. По данным компаний, средний возраст сотрудников в «Ростелекоме» составляет 41,3 года, в ВЭБе – 40,5 года, в РЖД – 39,1 года.

РЖД, «Ростелеком» и ВЭБ объясняют планы по сокращению работников желанием избавиться от неэффективных сотрудников, автоматизировать ряд процессов внутри компании и увеличить производительность труда. Например, «Ростелеком» в первую очередь будет избавляться от рядовых инженеров, водителей, продавцов и обслуживающего персонала, а долю квалифицированных «цифровых экспертов», наоборот, будет наращивать.

По словам Андреева, людей предпенсионного возраста, которым до пенсии осталось два года, сокращают по той же схеме, что и остальных. Но если они долго не могут трудоустроиться через службу занятости, они имеют право претендовать на досрочную пенсию, говорит Андреев. Роструд справедливо опасается, что после реформы количество пенсионеров-досрочников станет в разы больше, полагает управляющий партнер юрфирмы BLS Елена Кожемякина. Но пожилые люди попадают под сокращения чаще других, отмечает Барноходжаев. Уволенные сотрудники не обращаются в суды: на это уходит много времени и денег, а перспектив восстановиться на работе – никаких, говорит Милых. Согласно недавнему опросу Национального агентства финансовой информации (НАФИ), каждый пятый россиянин сталкивается с нарушением трудовых прав работодателем, но лишь 13% пожаловавшихся в органы надзора или подавших иски сообщили, что смогли добиться справедливости. 37% респондентов рассказали, что их жалобы или иски остались без ответа, а еще 29% – что виновные не были наказаны.

Инспектора Роструда вряд ли помогут пожилым удержаться на рабочем месте, считает Андреев. Компании сами выбирают, каких сотрудников сократить и в каком количестве, никто не может им указывать, говорит он. По словам Кожемякиной, работодателю запрещается выгонять только тех работников, которые содержат несовершеннолетних детей или нетрудоспособных родственников, а всех остальных он может уволить по своему усмотрению. Он даже не обязан объяснять причины сокращений, говорит она.

Но если компания разом выгонит значительную часть людей предпенсионного возраста, это можно считать дискриминацией по возрастному признаку, уверен Андреев. В таком случае Роструд может обратиться в прокуратуру, предполагает адвокат. Подать в суд имеют право также профсоюзы и сами сотрудники. Если ущемленные в правах пожилые сотрудники будут подавать коллективные иски, шансы на выигрыш значительно вырастут, говорит Андреев.