Иран грозит перекрыть поставки нефти из стран Персидского залива

Это случится, если США добьются прекращения экспорта иранской нефти
Ali Mohammadi / AP
Ali Mohammadi / AP

Иран перекроет поставки нефти через Ормузский пролив, если США добьются прекращения экспорта иранской нефти, заявил журналистам представитель Корпуса стражей Исламской революции Эсмаил Коусари (КСИР – элитное иранское военно-политическое формирование). Слова Коусари приводит Bloomberg.

«Любые враждебные попытки США приведут к непомерным последствиям для них, – сказал Коусари. – Если Ирану не дадут экспортировать нефть, мы не разрешим поставлять нефть миру через Ормузский пролив».

Ормузский пролив – бутылочное горлышко (ширина – 54 км), через которое Персидский залив соединяется через Оманский залив и Аравийское море с Индийским океаном. Только через Ормузский пролив нефть на экспорт могут поставлять Бахрейн, Катар и Кувейт. Других выходов по морю у этих стран нет.

Через пролив идут и танкеры из Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов и Ирака. Эти страны направляют через пролив 80, 85 и 85% своей нефти соответственно, рассказала директор по исследованиям Vygon Consulting Мария Белова: «Порядка 80% идущей через Ормузский пролив нефти направляется в страны АТР – преимущественно Китай, Японию, Индию, Южную Корею и Сингапур».

В Персидском заливе расположены основные нефтеналивные терминалы Саудовской Аравии (экспорт – 357,5 млн т, из которых 47 млн т приходится на рынок США), раскрывается в отчете ВР. Ирак и Кувейт суммарно экспортируют 290 млн т нефти в год, 37,2 млн т из этих поставок приходилось в прошлом году на поставки в США.

Повторные санкции

Иран входит в ОПЕК, добыча в 2017 г. составила 3,8 млн барр. в сутки. Это почти 4% мировой добычи. США уже вводили санкции против Ирана из-за ядерной программы, но в июле 2015 г. США и европейские союзники (в том числе и Россия) начали поэтапно снимать ограничения со страны в рамках иранской ядерной сделки. В сентябре прошлого года позиция США по сделке изменилась. Президент США Дональд Трамп назвал сделку по иранской ядерной программе «худшей сделкой в истории США», а весной в одностороннем порядке страна вышла из нее.

Работающие трубопроводы в обход Ормузского пролива есть только у ОАЭ, Саудовской Аравии и Ирака, отметила Белова. С востока Саудовской Аравии на запад страны к порту на Красном море рядом с городом Янбу тянется Восточно-Западный Саудо-Аравийский трубопровод мощностью 5 млн барр. в сутки. Это примерно половина добываемой нефти в стране и 67% экспорта.

У ОАЭ есть нефтепровод мощностью 1,5 млн барр. в сутки, а также у Ирака (маршрут Ирак – Турция такой же пропускной способностью). Текущая загрузка нефтепроводов Саудовской Аравии, ОАЭ и Ирака составляет 40, 20 и 40% соответственно, отметила Белова. Пропускную способность порта близ города Янбу Saudi Aramco не раскрывает. Собеседник «Ведомостей», близкий к одной из нефтедобывающих компаний региона, отметил, что экспорт зависит от количества приходящих танкеров, которых там пока немного.

Через пролив транспортируется ежедневно 18,5 млн барр. (20% мировой добычи), добавляет Белова. Если пролив будет перекрыт, экспорт нефти в США может снизиться на 13,2%, в абсолютных цифрах – 52,3 млн т в год (или 1 млн барр. в сутки). Почти пятая часть добычи пропадет с рынка, а стоимость нефти будет неконтролируемо расти, говорит аналитик АКРА Василий Танурков.

У Ирана есть возможность ограничить судоходство в Ормузском проливе, отмечает Белова. По данным журнала «Армейский вестник», в 2012 г. численность военно-морского флота Ирана составляла порядка 243 единиц, среди них шесть корветов. В 1998 г. в составе иранского ВМФ числилось два эсминца и пять минно-тральных кораблей (более актуальных данных нет). К 2020 г., по данным издания, численность флота сократится до 218 единиц. Преимущественно за счет сокращения числа ракетных и патрульных катеров. Но полностью заблокировать пролив нереально, этого и не допустят США, соседи и страны АТР, которые получают большую часть персидской нефти, говорит Танурков.

Эти угрозы скорее сигналы для основных покупателей данной нефти – стран АТР, вес которых на политической арене растет с каждым годом, продолжает Белова: «Шесть лет назад, когда США и ЕС вводили эмбарго на иранскую нефть, от КСИР уже звучали аналогичные угрозы. Они, несмотря на то что ЕС все-таки ввел эмбарго на закупки нефти из Ирана, так и не были воплощены в жизнь».

«Впрочем, Иран всякий раз при нарастании напряженности в регионе грозится перекрыть поставки нефти через пролив», – указывает работник крупного нефтедобытчика в регионе. «Но страна этого никогда не делала и даже не пыталась», – заключает он.

Ali Mohammadi / AP