Рейтинги президента и премьера вернулись на несколько лет назад

Падение популярности власти можно остановить эффективным обсуждением пенсионной реформы
Власть объявила о пенсионной реформе, но пока плохо разъяснила ее суть народу
Власть объявила о пенсионной реформе, но пока плохо разъяснила ее суть народу / Сергей Портер / Ведомости

Популярность президента и премьера резко снизилась после объявления о грядущем повышении пенсионного возраста, следует из опубликованных в пятницу цифр.

Так, по данным ФОМа, электоральный рейтинг президента Владимира Путина за неделю упал с 62 до 54%, число доверяющих ему – с 75 до 67%, а одобряющих его деятельность – с 75 до 69%. Работой премьера Дмитрия Медведева доволен 31% опрошенных против 34% неделей ранее, доверяют ему 29% респондентов (33%), не доверяют – 60% (55%). По версии ВЦИОМа, доверие к Путину снизилось с 45,4 до 42% (худший результат с декабря 2013 г.), одобрение деятельности – с 77,1 до 72,1% (уровень начала марта 2014 г., до присоединения Крыма). Деятельность Медведева одобряют 38,5% против 41,7% неделю назад, не одобряют – 44,7% (39,8%): число недовольных работой премьера превысило число довольных впервые с мая 2006 г. 25% россиян назвали главным событием недели решение о пенсионной реформе, а 26% – чемпионат мира по футболу.

По словам двух человек, близких к администрации президента, тема рейтингов уже обсуждается на совещаниях в администрации. Собеседник в администрации уверяет, что таких совещаний не было.

Кто виноват

Власть воспринимается сильно персонифицированно и ответственность за решения возлагается на президента, говорит руководитель аналитического отдела ФОМа Григорий Кертман: «Слова пресс-секретаря Путина [о том, что он не участвует в обсуждении решения о пенсионном возрасте] не услышаны в массовом сознании. Правительство назначено президентом, и не все понимают, что оно самостоятельный институт власти. Хотя пенсионная реформа не единственный фактор, движение рейтинга началось с ростом цен на бензин». Гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров видит причины в ценах на бензин и пенсионной реформе. Но главный удар, по его мнению, пришелся по правительству, а президента задело по касательной: «Тема повышения пенсионного возраста болезненна и воспринимается большинством как несправедливая мера. Пока не удалось доказать, что это рациональный справедливый обмен. Трагедии нет, рейтинг президента остается высоким, к тому же он еще не высказал свою позицию».

Снижение рейтинга после выборов традиционно, отмечает руководитель экспертного совета ЭИСИ Глеб Кузнецов, сейчас на это наложились рост цен на бензин и непонимание параметров пенсионной реформы. Но к осени рейтинги выправятся, считает он: «Появится больше информации, люди привыкнут, и реформа станет частью общественно-политического пейзажа». Политолог Михаил Виноградов напоминает, что периоды негативной динамики электоральных рейтингов Путина уже были: «Провалы периодически случались, но их особо не запоминали. Но раньше не было такого серьезного падения за неделю». Тема цен на бензин мало чувствительна для граждан и не она стала причиной снижения, добавляет эксперт.

Пенсионная реформа затрагивает всех и снижение рейтингов можно было предполагать, считает руководитель ИСЭПИ Дмитрий Бадовский: «Оппозиция начинает накачивать тему, в том числе перед [региональными] выборами, так как для них это единственная возможность попытаться как-то остановить их электоральное ослабление, которое идет с 2014 г.». Но оценка реформы в обществе будет меняться, полагает он: «Сейчас против нее выступает более 80% граждан. Если через несколько недель эта доля начнет снижаться до 60–70%, то рейтинги стабилизируются». 

Что делать

Пока трудно сказать, насколько это долгосрочный тренд, признается Кертман: «Все зависит от того, сможет ли правительство объяснить, что будет рост пенсий, длительный переходный период, меры против дискриминации пожилых людей на рынке труда. Это все заложено, но не услышано».

Развитие событий зависит от того, насколько властям удастся объяснить суть и параметры реформы, ее долгосрочные последствия, согласен Бадовский: «Это задача долгосрочная, а с момента объявления реформы прошло всего 10 дней». Будут иметь значение обсуждение в Думе, диалог с бизнесом, профсоюзами и обществом, добавляет эксперт: «Например, заявление председателя Госдумы, что целевой ориентир реформы – пенсия от 20 000 руб., это важный акцент. По недавнему опросу «Ромира», такую пенсию почти половина россиян считают приемлемой. Кроме того, важно обсуждать вопросы сохранения для пожилых социальных льгот, привязанных к пенсионному возрасту, например по налогу на имущество физических лиц».

Ситуация вполне исправима – нужно просто эффективнее выстроить информационную кампанию, считает политолог Алексей Чеснаков: «Перенести эту работу на конкретного ответственного в правительстве. Сформировать понятный смысловой ряд и сделать разъяснительную кампанию более энергичной, не оборонительной». Чтобы говорить о тенденции, нужно подождать несколько месяцев, считает руководитель Фонда развития гражданского общества Константин Костин: «Негативная повестка может оказывать ситуативное понижающее влияние на рейтинги. Но пока в головах много неразберихи, а первая реакция на любую подобную реформу всегда негативная». В итоге может получиться, как с реновацией в Москве, полагает эксперт: «Тот законопроект тоже изначально вызвал негативную эмоциональную реакцию, но после доработки и необходимых разъяснений через 3–4 месяца ситуация изменилась».

Потребуется недвусмысленный шаг, который бы показал, что власть находится по одну сторону с гражданами, отмечает Виноградов: «Возможность маневра остается, в том числе и подключение к теме президента. Но здесь трудно предъявлять размытый результат, потому что считать, сколько осталось до пенсии, все умеют. Пока никакого ответа, ради чего все должны затянуть пояса, не прозвучало: в условиях, когда общество отвыкло от реформ, это воспринимается с обидой».

Власть объявила о пенсионной реформе, но пока плохо разъяснила ее суть народу